|
|
N°177, 26 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неустойчивая конструкция
В бюджете-2003 слишком много обязательств
Госдума приняла вчера в первом чтении проект бюджета-2003. Макроэкономические показатели бюджета, как и ожидалось, утверждены без изменений. Прения по бюджету длились целый день, но интерес представляла лишь та часть обсуждения, в ходе которой депутаты задавали вопросы премьеру Михаилу Касьянову и вице-премьеру Алексею Кудрину. Чтобы у депутатов при голосовании не дрогнула рука, с утра премьер и его заместитель в очередной раз настойчиво объяснили Госдуме, почему макроэкономические параметры бюджета менять не стоит. Суть объяснений проста до неприличия: конструкция бюджета настолько неустойчива, что любые коррективы вмиг ее обрушат.
Планы на следующий год наполеоновские: расплатиться по внешним и внутренним долгам и одновременно снизить налоговый пресс на экономику. На реализацию столь амбициозных планов деньги в проекте бюджета расписаны, как уверяет правительство, «копеечка в копеечку».
Больше всего вопросов вызывает график выплат по внешнему долгу. Средств на это в бюджете может не хватить. Дело в том, что осенью, когда бюджет уже был составлен, правительство резко снизило размер ожидаемого профицита текущего года. Из этого профицита должны были отчасти производиться выплаты по внешнему долгу в следующем году. Хотя прогноз профицита сокращен вполне обоснованно (не удалось продать пакет ЛУКОЙЛа, не разместили в середине года запланированные евробонды), для полных выплат теперь не хватает 176 млрд рублей. Ситуацию предполагается разрешить, нарастив в текущем году финансовый резерв. Но даже у правительства сама возможность этого вызывает сомнения. В то, что высокие цены на нефть удержатся достаточно долго, никто не верит.
Одновременно со значительными тратами на выплаты по внешнему долгу на следующий год поставлена задача рассчитаться по «социальным долгам», накопленным перед бюджетниками, военнослужащими и пенсионерами. Помимо этого, несмотря на то что непроцентные расходы правительство намерено в следующем году жестко контролировать, на приоритетные статьи (образование, оборонка, здравоохранение, наука) деньги будут тратиться щедро. Расходы на социальные и «приоритетные» статьи в реальном выражении, по словам Кудрина, должны увеличится на 17%.
Против исполнения социальных обязательств в предвыборный год депутаты возражать не стали. Но резонно спросили: зачем брать на себя повышенные обязательства по выплатам внешних долгов, если одновременно надо выполнять обещания перед бюджетниками. На пленарном заседании такую проблему поднял член лояльной правительству фракции ОВР Геннадий Кулик. На что г-н Касьянов отрезал: в этом вопросе доминирует политическая составляющая.
Волновала депутатов и региональная составляющая бюджета. Если федеральный бюджет в следующем году будет испытывать проблемы по финансированию «приоритетных статей», то это станет головной болью федеральных чиновников. Забота же о повышении зарплат полностью ляжет на региональные власти, которым придется отвечать по социальным обязательствам, прописанным в бюджете. Казалось бы, у регионов денег в следующем году должно прибавиться. Часть федеральных налогов центр готов пожертвовать территориям. Субъектам федерации отдано дополнительно 1,5% налога на прибыль, земельный налог и часть акцизов на нефть. Однако одновременно правительство заявляет, что в следующем году оно все-таки намерено снизить налоговую нагрузку в общей сложности еще на пару процентных пунктов. По словам Кудрина, «сегодня мы чрезвычайно обременяем налогоплательщика, изымая и перераспределяя в социальную сферу 40% ВВП». Плюс к этому снизится финансовая поддержка регионов. Количество трансфертов сократится на 0,5%. Объяснить, снизятся или повысятся в результате доходы регионов в следующем году, правительство четко не смогло, видимо, оставив объяснения на второе чтение.
Депутаты проголосовали «за», но поставили условие: ко второму чтению часть расходных статей должна быть пересмотрена. Правительство не против. Более того, оно уже продемонстрировало свою готовность идти на компромиссы в последующих чтениях. В частности, г-н Кудрин пообещал рассекретить 90% статей бюджета национальной обороны. «Чтобы вы знали, сколько денег идет на закупку техники, сколько на денежное довольствие солдатам, а сколько на оплату отпускных офицерам», -- пояснил он. «Секретами» армии, депутаты, конечно, не удовольствуются. Более их заботят межбюджетные отношения центра и регионов. Основной бюджетный торг впереди.
Ирина СКЛЯРОВА