|
|
N°177, 26 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Луч света в темном царстве
Выставка видеоискусства в галерее XL
Новый сезон галерея XL открыла немного позже коллег. После выступлений «Риджины» (с модным незрелищным искусством) и галереи Гельмана (со слегка заскучавшими классиками Комаром и Меламидом) выставка Александры Дементьевой Final cut в XL оказалась неожиданной и эффектной. Во-первых, видеоинсталляции, да еще и интерактивные -- вообще редкий вид, а уж на наших просторах, где процветает производство искусства «ценою подешевле», и подавно. Во-вторых, Александра Дементьева уехала так давно, что успела стать известным бельгийским видеохудожником, и в отечественных «художественных святцах» -- dream team галереи XL -- ее имя не значится. Прошлогоднее появление Дементьевой на «женской» выставке в Третьяковской галерее с замечательной интерактивной видеоинсталляцией прошло почти незамеченным: пока неготовая к новшествам сокровищница отечественного искусства искала компьютер, критики выставку уже осмотрели и обругали «в целом». Подвели технологии и теперь, хоть и прибыл их налаживать «ведущий европейский дизайнер по интерактивности». Видно, само пространство российской культуры привычно противится новому. Постепенно все же систему отладили, и два больших экрана заработали как положено. Мужской персонаж на левом (собирательный герой фильмов Годара) интеллектуален, груб и очень общителен. Девушка справа (собирательный персонаж фильмов Линча) нервна, пластична и застенчива (до аутизма). Невозможность взаимопонимания и даже сносного диалога не мешает этим двум делить площадку и зрителя, одновременно нападая на него (мужчина) и шарахаясь от него (женщина). Приходится признать, что нагловатые «наезды» мужчины выдержать легче, чем нервный страх женщины. Культурные герои преодолевают собственное пространство, вторгаются в нормальный человеческий мир. Интерактивность для них оказывается болезненным выходом интеллектуала в большой город или --еще хуже -- поездкой любителя мягких кресел и роскошных авто в метро. Для зрителя же возможность потревожить персонажи, достать их и в призрачном мире художественного произведения появилась недавно, а потому приятна и забавна, как возможность безнаказанно подразнить зверей в зоопарке.
Несмотря на российское происхождение, Дементьева -- художник совершенно европейский: все сделано очень тщательно, профессионально. Великолепны актеры (особенно актриса), их нарисованная среда обитания, звук.
Искусство высоких технологий существует пока в России кое-как. Может быть, потому и предпочитает наш народ традиционную живопись новомодным инсталляциям, что потрясающие воображение, сложнейшие по исполнению видеоинсталляции если и показывают у нас, то в недорогом варианте на дешевеньких носителях (как в советские времена слушали студийные записи западных звезд на советских магнитофонах).
Фаина БАЛАХОВСКАЯ