|
|
N°176, 25 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Практически даром
Герман Греф пришел на помощь экспортерам
На завтрашнем заседании правительство рассмотрит подготовленную Минэкономразвития систему мер государственной поддержки экспорта продукции. Системой эти меры называются потому, что концепция поддержки экспорта существует в России с 1996 года, правда исключительно на бумаге. Система же, как считают в МЭРТ, будет действенной.
Одна из основных целей программы, по утверждению ее разработчиков, -- укрепление позиций на мировых рынках. В настоящее время Россия по экспорту, общий объем которого, по данным Госкомстата, составляет 103 млрд долл., занимает 17-е место в списке крупнейших экспортеров, уступая таким странам, как Египет и Малайзия. При этом на страны ЕС, где Россия мало конкурентоспособна, приходится 58% экспорта. По мнению главы департамента поддержки экспорта МЭРТ Вадима Зингмана, главными рынками сбыта для российских предприятий должны стать СНГ, Азия и Африка. Тогда можно ожидать роста экспорта, что, в свою очередь, должно взбодрить производство, увеличить рабочие места и вообще привести к полному благоденствию.
Система мер не коснется ни сырьевых отраслей, ни вооружения. У них, по мнению МЭРТ, и так все хорошо. Господдержкой должен пользоваться экспорт промышленной продукции и высоких технологий. Учитывая, что в структуре российского экспорта в 2001 г. на долю нефти и газа пришлось 52,2%, а на высокие технологии всего 1%, задача выглядит поистине геркулесовой.
При таких грандиозных планах МЭРТ планирует обойтись минимумом бюджетных средств. В бюджете-2003 в случае, если программа получит одобрение правительства, должны быть дополнительно предусмотрены лишь 50 млн руб. на увеличение уставного капитала Росэксимбанка. Еще 900 млн руб. нужны на государственные гарантии, без которых рост экспорта невозможен. По данным МЭРТ, только два внешнеторговых объединения «Технопромэкспорт» и «Тяжпромэкспорт» с 1999 по 2001 г. проиграли тендеров на поставку машин и оборудования на 4 млрд долл. именно из-за отсутствия госгарантий.
Деньги на госгарантии выкладывать прямо сейчас не придется. Срок платежа по госгарантиям наступит не ранее 2005 г. Распоряжаться этими деньгами, по замыслу МЭРТ, предстоит уже существующим, но неизвестно чем в данное время занимающимся Росэксимбанку и «Росэксимгаранту». Банк на 95% принадлежит ВЭБу, на 5% -- РФФИ, а в «Росэксимгаранте» 29% принадлежат «Альфе», НРБ и «Онэксиму». Их доли планируется выкупить, чтобы компания стала полностью государственной. Затем банк будет выдавать гарантии, а «Росэксимгарант» получит исключительное право страховать политические и экономические риски по экспортным контрактам.
Кроме того планируется создать интернет-ресурс «Экспортные возможности России» с анализом законодательства разных стран и «черным списком» импортеров. Но 100 тыс. долл. на этот проект должны выделить РСПП и ТПП. Готовы были заплатить и сами экспортеры, которым приходится тратить до 3% от цены контракта на получение такой информации, но им этого сделать не позволили.
Остальные меры ничего не будут стоить, по крайней мере МЭРТ. А вот Министерству по налогам и сборам, например, в случае одобрения правительством «системы мер» придется затянуть пояс. МЭРТ рассчитывает значительно расширить список услуг, оказываемых резидентами нерезидентам на территории России, по которым предусматривается возврат НДС. А организаторов выставок и ярмарок программа обязывает предоставлять льготные условия для малых предприятий, чтобы у них появилась возможность заинтересовать своей продукцией импортеров.
Главная задача на следующий год, по словам г-на Зингмана, «показать, что система работает». И если это удастся, то через год у МЭРТ появятся основания выбивать бюджетное финансирование. Тем более что г-н Зингман планирует создать межведомственную комиссию по отбору проектов, достойных госгарантий.
Вера СИТНИНА