|
|
N°155, 26 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Русский FM растет
Пока только количественно
К 2000 году российский FM-диапазон оказался почти полностью занят. Свободных мест не осталось. Новому Love radio, чтобы получить частоту, пришлось «сдвигать» «Станцию 2000» по шкале на две десятых. Одновременно год назад наметилась тенденция к возникновению на радиорынке крупных концернов, владеющих несколькими станциями. Например, компания «Русское радио» владеет уже тремя станциями -- самим «Русским», «Монте-Карло» и юной «Динамит FM». Не отстает и «Медиа-Мост». Альянсу Бориса Березовского и Руперта Мэрдока «ЛогоВАЗ News Corporation» принадлежит пока только «Наше радио», но слухи о грядущем расширении ходят уже больше года. Все эти холдинги имеют серьезные аппетиты, но пока что они расширялись за счет слабых и неприбыльных станций. Неудачный проект покупали, давали ему новое название и полностью меняли формат. Именно так на руинах любимого интеллектуалами «Радио 101» возник «Динамит FM».
Холдинги могли и дальше маневрировать в существующем диапазоне, наперегонки скупая мелкие станции. Государство в свою очередь могло «уплотнить» существующий FM-диапазон, сделав «зазоры» между частотами не 0,4, как в России, а 0,2, как в США. Но ситуация развивалась по другому сценарию: в начале года Федеральная служба по телевидению и радиовещанию «разморозила» так называемый «нижний» FM (88--100 МГц), ранее использовавшийся для трансляции звукового сигнала некоторых телеканалов. После принятия этого решения на конкурс было выставлено сразу несколько новых частот.
Меломаны понадеялись было на воскрешение малобюджетных станций в духе «101» -- с качественной некоммерческой музыкой, остроумными диджеями и минимумом дурацких игр и розыгрышей. Пока напрасно. Влияние концернов слишком велико, и две свободные частоты (90,8 и 88,0 FM) занял «Медиа-Мост». На первой возник «Спорт-FM», на второй -- неизвестное пока «До-радио». «Спорт» работает уже несколько месяцев, а «До-радио» начало технический эфир только 13 октября.
Заявленный во время конкурса формат «До-радио» вселял слабые надежды на перемены в однообразном русском «эфэме». Слушателям обещали мелодичную англоязычную музыку, преимущественно инструментальную, в духе easy listening. Однако верилось в это слабо. В Москве есть мелодичные, приятные станции («Монте-Карло», «Радио МВ», «Ностальжи»), но все они болтаются на нижних строчках рейтингов. Полагать, что «Медиа-Мост» хочет создать заведомо убыточный проект, было бы глупо. И технический эфир только подтвердил эти догадки. Музыка банальна и отнюдь не инструментальна -- суперхиты на английском и реже на испанском или итальянском языках, от Dire Straits до Gypsy Kings.
Любителям качественной нестандартной музыки остается только надеяться, что все изменится, когда начнется полноценное вещание. Но обычно по техническому эфиру можно достаточно точно судить о будущем облике станции. Или наслаждаться редкой возможностью слушать радио без рекламы, диджеев и заставок. А то скоро и она пропадет.
Святослав БИРЮЛИН