|
|
N°175, 24 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проект «Госнаркон»
Проблема наркомании в России стоит отдельного ведомства
Вопрос появления в России фактически новой спецслужбы с широкими - возможно, даже выходящими за рамки сугубо правоохранительных -- полномочиями, как ожидается, сегодня может решиться в Кремле. Вечером президиум Госсовета на специальном заседании под председательством Владимира Путина намерен рассмотреть вопрос о мерах по борьбе наркоманией и наркобизнесом. О чем будет идти речь, в принципе, уже известно - что наркопреступность в стране продолжает неуклонно расти, что проблема приобрела неотложный характер и являет собой серьезную угрозу национальной безопасности. Однако главным результатом заседания, как предполагается, станет поиск ответа на вечный российский вопрос «Что делать?». Формально он станет известен по окончании совещания. Реально же, по имеющимся сведениям, проект ответа уже готов и согласован со многими заинтересованными сторонами, и именно его губернаторы будут обсуждать. Согласно замыслу, решить (или, если угодно, начать решать) проблему наркотиков предполагается с помощью новой службы - Государственного комитета по противодействию незаконному обороту наркотических средств, сокращенно - Госнаркон. Название это тоже пока «проектное», и в ходе заседания может быть откорректировано. Впрочем, это вопрос лишь технический, принципиально же, по сведениям газеты «Время новостей», Госнаркону «путевка в жизнь» уже дана на самом высшем уровне.
Вопрос создания в стране единой антинаркотической спецслужбы не нов, периодически он поднимался еще с начала 1990-х годов. Борьбу на этом фронте в России традиционно каждый со своей стороны вели сразу несколько ведомств - МВД, ФСБ, таможня, погранслужба и, отчасти, разведслужбы. В середине 1990-х, когда прокатился первый «вал» наркотиков и в страну хлынул поток «афганского» героина, было признано, что собственно руководство страны уделяет проблеме мало внимания, и на свет появилась правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (ПКПН). Участвовали в ней руководители не только «силовых» ведомств, но также и многих гражданских -- Минздрава, Минобразования, МИДа и других. ПКПН должна была вырабатывать согласованные стратегию и тактику заинтересованных структур, но, ни в целом исправить ситуацию, ни даже ликвидировать конкуренцию и непонимание между собой разных служб такой «политический штаб» не смог. Достаточно сказать, что заседала ПКПН обычно раз в квартал, а весь ее постоянный штат до сих пор ограничился лишь одним ответственным секретарем. Соответственно, насущные проблемы на антинаркотическом фронте отдельным ведомствам приходилось решать, как правило, самостоятельно, «выбивая» себе дополнительное финансирование, организуя заслоны на основных направлениях контрабанды наркотиков и т.д. И несколько раз разные стороны, причастные к борьбе с наркотикам, выходили с инициативой создания самостоятельной службы, предполагая в качестве «материнской», естественно, свое ведомство.
Наркотики - вещь даже в сугубо полицейском плане очень особая, выбивающаяся за рамки простой ловли преступников. «Органам» требуется масса узкоспециализированных знаний в области химии, международного права, медицины и т.д. К тому же, борьба с наркобизнесом предполагает и постоянное ведение контроля за огромной сферой легального оборота наркотиков - производством, продажей и использованием наркосодержащих лекарств, и даже простых химикатов (так называемых прекурсоров - на взгляд простого человека, самых обычных препаратов типа марганцовки или уксусного ангидрида, которые используются для производства наркотиков). Если же брать проблему в целом, борьба с наркотиками невозможна без мощной пропагандистской работы - особенно среди молодежи, отработанной системы выявления, лечения и реабилитации больных наркоманией, анализа международной ситуации и практики, взаимодействия с международными организациями по выполнения множества конвенций и соглашений и т.д. Кроме того, в пользу создания отдельной спецслужбы говорил и международный опыт - к примеру, Агентство по борьбе с наркобизнесом (DEA) США является одной из самых влиятельных и мощных мировых спецслужб. Однако до сих пор такие проекты оставались без внимания, главным образом по сугубо меркантильным соображениям, ведь создание нового ведомства - это в первую очередь огромные затраты.
После того, как важность проблемы признал Владимир Путин, глава МВД Борис Грызлов, похоже, предложил «соломоново» решение. А именно -- создать Госнаркон с полномочиями координации действий всех других ведомств пока при его министерстве, на базе давно действующего и самого многочисленного и опытного в стране подразделения, Главного управления по борьбе с наркотиками (ГУБНОН). Поскольку оно имеет филиалы практически во всех регионах, затраты на новую службу ограничатся лишь незначительным увеличением штата за счет расширения функций ГУБНОН. Насколько известно, в целом в Кремле эта идея уже получила одобрение, и сегодня, очевидно, речь пойдет лишь о «деталях» -- какие именно функции и в каком объеме заберет к себе новое веждомство, а также кто станет его руководителем.
Виктор Пауков