|
|
N°174, 23 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мы никогда не станем старше
«Цена страха» выходит в московский прокат
В фильме Фила Олдена Робинсона на экране в четвертый раз появляется аналитик Центрального разведывательного управления Джек Райан, герой политических триллеров Тома Клэнси. В Голливуде этого героя любят -- в свое время Райан в обличье Алека Болдуина искал в океанских глубинах советскую подводную лодку («Охота за «Красным Октябрем» Джона Мактирнена), а потом, окончательно сжившись с уютной и основательной внешностью Харрисона Форда, сражался с боевиками ИРА и колумбийскими наркобаронами (соответственно, «Игры патриотов» и «Прямая и явная угроза» Филиппа Нойса). Фильмы эти были очень похожи на самого Райана -- крепко сбитого, уверенного в себе, образованного и немолодого уже специалиста, который одинаково уверенно чувствовал себя и в самых высоких кабинетах Белого Дома, и на передовой борьбы со всемирным злом, и в кругу патриархальной семьи с непременными совместными завтраками и домашним любимцем -- ретривером. В экранизациях Клэнси всегда чувствовалась основательность, которая, в сущности, и была причиной весомых кассовых сборов: посмотреть на Райана ходили зрители вполне определенного сорта. Степенные, интересующиеся политикой, способные оценить достоверность изображения правительственных интриг и интерьеров спецслужб. В потоке традиционной голливудской продукции фильмы вроде «Игр патриотов» были им безотказной альтернативой шумным спецэффектным кинокомиксам.
Именно поэтому убежденные консерваторы ждали «Цену страха» с вполне понятным нетерпением. Но многие их чувства оказались бессовестно обманутыми. Вместо нового подвига разведчика, который из фильма в фильм становился все более влиятельным и имел все шансы со временем оказаться в Белом Доме не просто в качестве важного консультанта, но и полноправного хозяина, на экране разворачиваются «хроники молодого Джека Райана». Произошел сброс по нулям -- теперь Райан снова молод, неопытен и холост: его играет тридцатилетний Бен Аффлек. Именно ему поручено найти атомную бомбу, которую еще в семидесятых годах потерял израильский истребитель, а потом откопали из-под песка злобные международные террористы, желающие стравить Америку и Россию и на руинах демократии выстроить новый Тысячелетний Рейх. В оригинале у Клэнси, к слову, были арабские террористы, но по понятным соображениям их заменили на неонацистов. Обозначены высокопоставленные скинхеды, впрочем, весьма схематично: одним-единственным параноидальным монологом главного злодея, обращенным к самому себе, да маленькой свастикой, выгравированной на часах того же злодея. Но как бы то ни было, атомный взрыв разносит на молекулы стадион в Балтиморе во время финала футбольного Суперкубка, с обеих сторон Атлантики открываются ракетные шлюзы и объявлена красная тревога, а между русским молотом и американской наковальней мечется, звеня и подпрыгивая, один-единственный человек, способный остановить третью мировую.
Смотреть фильм, как ни крути, приятно. Политический триллер, в котором постоянно меняющиеся места действия обозначены спутниковыми снимками, большая часть сцен разыгрывается в правительственных кабинетах, а в числе действующих лиц задействованы правители нескольких государств, вообще трудно испортить. Не считая Аффлека, практически безупречен актерский состав. Радуют глаз ветераны Морган Фримен (директор ЦРУ Кэбот), Джеймс Кромвель (президент США Фаулер) и Филипп Бейкер Холл (министр обороны Бекер), а в кремлевской массовке приятно увидеть Льва Прыгунова и Александра Белявского. Но особенно удался российский президент Немеров в исполнении не особенно засвеченного, но эффектного ирландца Чарана Хиндса («Экскалибур», «Вес воды», «Проклятый путь»). Помимо по-настоящему интересного и убедительного характера Хиндс запоминается тем, что удивительным образом напоминает профессора Снейпа из Хогвартса, причем не только внешне (сходство с сыгравшим в «Гарри Поттере» Аланом Рикменом очевидно), но и концептуально: именно персонаж с внешностью и задатками главного негодяя оказывается в результате славным парнем. Любопытная аллюзия, и не только она, знаменует переход картины в новую весовую категорию. Это уже не былое консервативное развлечение для взрослых, а универсальный блокбастер. От этого «Цена страха» сильно проигрывает предыдущим похождениям Райана. Право слово, устроить шпионские игры можно было и на какой-нибудь другой лужайке.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ