|
|
N°174, 23 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дикие гусли
Древнему инструменту нашлось место в современной музыке
Российская world- и этносцена освоила, кажется уже все возможные народные инструменты: армянский дудук, шотландскую волынку, даже австралийский диджериду. Теперь наши «народники», кажется, всерьез озаботились освоением исконно русского инструмента, а именно гуслей. Сказать, что гусли -- забытый инструмент, неизвестный широкой публике, нельзя. Напротив, инструмент -- постоянный герой, причем не только фольклора. Гусли присутствуют и в советских фильмах-сказках, и даже в анекдотах. Например, о «новом русском», который внимательно слушал гуслиста (именно так, согласно словарю Даля, желательно именовать музыкантов), а потом изрек: «Музыка, браток, хорошая, но вот этой пальцовки не надо».
В минувшие выходные в клубе «Запасник» прошла презентация проекта «Гусли русские», в котором принимают участие гитарист-виртуоз Иван Смирнов и кларнетист, исполнитель на народных духовых Сергей Клевенский. Слово «проект» в данном случае следует понимать буквально, а не как сейчас принято: «проект» -- в смысле «коллектив». Смирнов и Клевенский (у которого и так «проектов» предостаточно, от маститого «Альянса» до новомодной «Малер и я»), а также другие участники концерта -- камерный хор, гусляры, синтезатор -- попытались выстроить джаз-рок, фьюжн и духовное пение вокруг звука гуслей. Собственно, в этом и есть смысл и цель проекта -- представить гусли в несколько необычном контексте, показав, что инструмент этот (точнее, «инструменты», так как даже известных модификаций гуслей довольно много, причем не только у нас, но и в некоторых европейских странах) может адекватно восприниматься не только в контексте оркестра народных инструментов.
Два гуслиста, Любовь Басурманова и Егор Стрельников, поразили публику исполнительским мастерством и богатством возможностей своих инструментов. Гусли имеют короткий, но очень яркий и выразительный звук, за счет чего получаются просто потрясающие трели, аккорды, флажолеты. К сожалению, полного слияния всех участников проекта удалось достичь только в нескольких пьесах; в целом же программа была четко поделена между хором, виртуозным Смирновым и гуслистами. Как бы то ни было, гусельный world fusion заслуживает самого пристального внимания, и очень хотелось бы увидеть, во что в итоге выльется проект.
Публика, пришедшая в концертный зальчик «Запасника», затаив дыхание, слушала. Публика, ужинавшая в других залах, ничего не слушала, зато шумела. Но под конец концерта в клуб пришел «антрополог» и друг всех народных музыкантов Дмитрий Дибров. Он искренне восхищался концертом, и всем жующим сразу стало ясно: гусли -- это круто.
Александр БЕЛЯЕВ