|
|
N°155, 26 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Бесплатный» компьютер
Только в Cityline
Менеджерам трех крупных компаний, представлявших вчера проект FreePC (бесплатный компьютер), пришлось буквально отбиваться от въедливых и ехидных вопросов журналистов. Выяснилось, что компьютеры, предлагаемые интернет-провайдером Cityline и производителем «Формоза» при поддержке корпорации Intel, отнюдь не бесплатны, а сама система их продажи создает возможность получить у покупателей огромный беспроцентный кредит. Конкуренты компании Cityline оценивают всю затею критически.
Название своего проекта российские участники взяли у американской компании, распространявшей «бесплатные» компьютеры в обмен на обязанность покупателя принудительно смотреть рекламу при каждом входе в Интернет. Суть же их новации состоит в том, что, внеся залог в 650 долл., участник эксперимента получает компьютер Teen Line (подростковый) от «Формозы» (цена в розницу 761 долл.) и обязуется два года платить Cityline по 80 долл. в месяц за неограниченный доступ к Интернету (обычный тариф -- 58,8 долл.). Через два года залог возвращается.
Отметим сразу, что к мощному процессору от Intel Pentium III со «скоростью» 700 МГц «Формоза» добавила не самую оптимальную для работы в Сети оперативную память -- 32 Мб. Звуковую плату и колонки можно назвать просто «дешевыми», а 15-дюймовый монитор от Samsung -- «слабым». Возможностям такого процессора соответствует как минимум 17-дюймовый монитор.
Технические директора компаний Михаил Бриджиди (Cityline) и Владимир Шаров («Формоза Альтаир») уверяли, что их программа -- это новая услуга, которая создает на насыщенном компьютерами московском рынке новую мотивацию для покупки. При этом сотрудники Cityline признались, что маркетинговые оценки проводили сами и рассчитывают, что их клиентами будут «мужчины от 16 до 44 лет с ежемесячным доходом около 300 долл.». И они рассчитывают привлечь за два года 15--20 тыс. покупателей.
Простые расчеты показывают, что по сравнению с обычной покупкой компьютера и двухгодичной подпиской на неограниченный доступ к Сети экономический выигрыш участника проекта отнюдь не велик. При этом сомнительно, что на рынке имеется платежеспособный спрос, достаточный для того, чтобы «омертвить» на два года довольно большую сумму залога. Хотя понятно, что Cityline стремится, с одной стороны, обезопасить себя от мошенников, которые через два месяца перестанут платить за доступ к Интернету, а с другой -- получить от покупателей (за счет залога и переплаты за постоянно дешевеющий доступ) беспроцентный кредит, достигающий по крайней мере 10 млн долл.
Известный менеджер одной из ведущих компаний российского рынка интернет-доступа сказал на условиях анонимности, что понимает, «для чего это делается, но такие эксперименты никогда не приводили ни к чему хорошему даже в более благополучных странах». По его мнению, лозунг «Халява, сэр!» приводит к размыванию целевой аудитории в любом случае (кроме разве что раздачи шоколадок, когда целевая аудитория -- все население)». О самой же экономической схеме собеседник газеты «Время новостей» сказал: «Я лучше промолчу».
Отвечая на подобные сомнения во время презентации, торговый представитель Intel в СНГ Татьяна Андреева напряженно отшучивалась: «Этот вопрос -- комплимент или повод для драки?»
Александр ЛЕВИНСКИЙ