|
|
N°173, 20 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Путь к сердцу солдата идет через банк
Франция хочет стать страной, с которой считаются
На фоне подготовки атлантических союзников к операции в Ираке Франция развернула массированную кампанию по реформированию и переоснащению своих вооруженных сил. «Мы обязаны сделать так, чтобы голос Франции был услышан во всем мире, -- заявил, выступая в прошедший уикенд на авианосце Charles de Gaulle премьер-министр Жан-Пьер Раффарен. -- Мы должны восстановить наш военный потенциал и опять стать страной, с которой считаются, которую слушают -- в том числе и как одного из членов Совета Безопасности ООН». Министр обороны Мишель Аллиот-Мари, сопровождавшая в этой поездке главу кабинета министров, тоже не смолчала: «На протяжении последних лет возможности нашей армии не были достаточными, кредиты, выделявшиеся ей, не позволяли переоснащать части. И вот теперь мы переломили тревожную тенденцию...»
И в самом деле еще не так давно ситуация складывалась в стиле знаменитых французских комедий. Американцы, а вслед за ними и другие страны -- члены НАТО, отправились в Афганистан воевать с талибами. Французы в это время не спеша ремонтировали свой единственный атомный авианосец, для восстановления боеспособности которого на складах не хватало запчастей... «Ничего подобного больше не повторится!» -- заверил, выступая перед журналистами в кулуарах Елисейского дворца, Жан-Франсуа Копе, рупор французского правительства.
Недавно состоялось заседание совета министров, на котором Жак Ширак обнародовал проект закона о военной программе. Согласно этому документу, для развития французской армии и военно-морского флота с 2003 по 2008 год должны быть выделены 89 млрд евро (в среднем по 14,8 млрд в год). Необходимость усилий по обновлению ВС и ВМФ Пятой республики осознавали и социалисты, но проект закона, предложенный в июле прошлого года правительством Лионеля Жоспена, так никогда и не был представлен Национальному собранию. В день годовщины трагедии 11 сентября кабинет министров принял законопроект, увеличивающий ежегодные расходы на приобретение военной техники на 1 млрд евро.
«Это провокация! -- не скрывал своего раздражения в беседе с вашим корреспондентом Жак Ланг, в прошлом министр, а сейчас депутат-социалист Национального собрания. -- Правые у власти хотят одним махом двух зайцев убить: завоевать популярность у людей с улицы на фоне их страха перед возможными терактами и подкормить военно-промышленный комплекс... Страдать от милитаристского крена в бюджете будут такие жизненно важные отрасли, как образование, наука и культура, на развитие которых денег в казне больше не останется. И так наши ученые все чаще едут работать за рубеж».
Впрочем, такую точку зрения разделяют не многие. Французам нравятся основные цели военной реформы: полная профессионализация армии, улучшение ее технического оснащения, сокращение безработицы за счет расширения военных профессий. Нет сомнений, что правое большинство в парламенте примет новый правительственный законопроект на ура!.
А это значит, что численность французской армии к 2008 году будет ограничена 446 тысячами солдат и офицеров. 537 млн евро пойдут только на то, чтобы «обеспечить привлекательность военной профессии среди населения». Иными словами -- на рекламу военных профессий и на привлечение в армию амбициозной молодежи. Жак Ширак уточнил: «Министерство обороны будет отныне главным национальным работодателем». По государственным планам, начиная с 2003-го каждый год будут вербоваться до 30 тысяч человек -- как мужчин, так и женщин. «Кратчайший путь к сердцу солдата идет через желудок», -- считал Наполеон. Нынешние французские стратеги полагают, что к сердцу современного солдата проще всего подобраться через весомый банковский счет.
Не пожалели денег и на переоснащение военных. Запланировано строительство нового авианосца -- неясно только, будет ли это совместный франко-британский проект или потомки галлов осилят такую махину собственными силами. Решено обеспечить флот четырьмя стратегическими подлодками с новыми ракетами М-51, оснастить военно-воздушные силы истребителями-бомбардировщиками Rafale с крылатыми ракетами Scalp EG и ASMP+, а также снабдить пехоту танками Leclerc и боевыми вертолетами Tigre HAP и NН-90... И это еще не все! Изучаются возможности замены спутников-шпионов Helios-2, модернизации самолетов AWACS, приобретения десяти вертолетов Cougar MK2, ракет AASM... В ответе на новые страхи будет создано и оснащено по последнему слову науки и техники специальное подразделение из 35 тысяч человек по борьбе с биологическим терроризмом.
Петр РОЗВАРИН, Париж