|
|
N°173, 20 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Писать надо лучше
Налог с оборота можно не платить уже сегодня
В дискуссиях о бюджете-2003 мало кто заметил опасность угрожающую бюджету текущего 2002 года. Дело в том, что последний из оставшихся оборотных налогов решено отменить с 1 января 2003 года. Однако в законе, отменяющем этот сбор, сказано, что из перечня российских налогов он должен быть исключен уже 31 августа 2002 года. И следовательно, взимать его -- незаконно.То есть в течение уже трех недель страна, сама того не заметив, живет без налога на пользователей автодорог.
Между тем однопроцентный налог с оборота в этом году «весит» в масштабах страны 154 млрд рублей. Безусловно, большая часть его уже собрана. Но если предприятия (с полным на то правом) откажутся платить, то бюджет может потерять до 40 млрд рублей.
Федеральный бюджет, правда, пострадает от этого незначительно, вся тяжесть недоимок ляжет на регионы. Лишившись таких сумм, бюджеты территорий могут просто рухнуть. Зарплаты госслужащим будут задержаны, пособия не выплачены,выпастет социальная напряженность в целом по России.
Необходимость отмены налога на пользователей автодорог назрела давно. Оборотные налоги давно считаются тормозом в развитии экономики, поскольку платить их надо вне зависимости от уровня рентабельности предприятия, а порой даже и из убытков.
Однако региональные власти долгие годы упорно держались за последний оборотный налог. Попытки федерального центра его отменить увенчались успехом лишь недавно и только благодаря обещанию правительства адекватно компенсировать территориям выпадающие доходы.
Путаница в сроках отмены налога произошла именно в момент закрепления в законодательстве мер по возмещению. Для частичного восполнения потерь регионам было предложено ввести местный транспортный налог, взимаемый с владельцев автомобилей. Все соответствующие изменения в законодательство были оформлены в законе от 24.07. 2002 г. №110 «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ». Закон №110 вводит новый транспортный налог. Также он содержит указание исключить налог на пользователей автодорог из закона 1991 года «Об основах налоговой системы», определяющего сегодня перечень всех сборов, которые могут иметь место на территории России.
Транспортный налог, как сказано в законе №110, вступает в силу с 1 января 2003 года. В то же время по другой статье этого же закона старый оборотный налог должен быть исключен из перечня не с нового года, а через месяц после официального опубликования закона №110, то есть 31 августа 2002 года.
Осознав, что натворили, законодатели пытаются исправить свою роковую ошибку. Как рассказали корреспонденту газеты «Время новостей» в бюджетном комитете Государственной думы, депутаты уже подготовили поправки, задним числом восстанавливающие «случайно» отмененный налог.
Но реставрировать его таким образом, сделав вид, что 31 августа ничего не произошло, может оказаться совсем непросто. В департаменте налогового права аудиторской компании ФБК считают: «Законодательно ситуация трудноисправима. Даже если депутаты уберут своей поправкой из закона №110 злополучную дату -- 31 августа, налог после его исключения из закона «Об основах налоговой системы» восстановить нельзя. Его можно ввести лишь в качестве нового с начала очередного календарного года и не раньше чем через месяц после официального опубликования соответствующего закона».
Министерство по налогам и сборам в свою очередь не намерено отказываться от взимания налога до конца года. План есть план. Как стало известно газете «Время новостей» от источника в МНС, подтверждать свои требования чиновники намерены, опираясь на тот же закон №110. Его статья 4 описывает порядок заключительных расчетов по налогу. Если есть порядок расчета, то налог взимать можно, считают мытари.
Предприятию, пожелавшему заявить о своем праве не платить по этому сбору, отстаивать справедливость придется в суде. Вероятность выигрыша таких дел, как считают юристы, весьма высока. Согласно Налоговому кодексу, ухудшающие положение налогоплательщика налоги и сборы не могут иметь обратной силы. В качестве дополнительного аргумента своей правоты истец может привести в суде тезис о том, что налог, не учтенный в законе «Об основах налоговой системы», считается неустановленным. В судебной практике уже есть прецеденты. Недавно Верховный суд признал незаконным взимание десятипроцентного налога на загрязнение окружающей среды.
Так что «хозяйствующему субъекту» придется теперь самому решать, заплатить налог или пойти на судебные издержки. Разбирательства обещают быть длительными.
Ирина СКЛЯРОВА