|
|
N°172, 19 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Компромисс по-брюссельски
Европа опять предлагает визовый режим
Председатель Еврокомиссии Романо Проди вчера представил официальную позицию ЕС по калининградской проблеме. Для российских СМИ был устроен телемост, в ходе которого г-н Проди подробно изложил европейские инициативы, представляющие, по его словам, «хорошую основу для решения калининградской проблемы». Москве предлагается составить список калининградцев, часто нуждающихся в транзите на основную территорию РФ. Эти люди, следующие из России в Россию автомобильным и железнодорожным транспортом, смогут получать за минимальную плату в консульствах Польши и Литвы так называемый «упрощенный транзитный документ» (УТД). До 2004 года его можно будет предъявлять вместе с общегражданским российским паспортом. За Литвой оставлено право на отказ в выдаче УТД неприятным ей гражданам России. Те, кто совершает разовую поездку в Калининград, УТД получить не смогут -- им надо обращаться за обычной транзитной визой.
Иными словами, Европа предложила России все тот же визовый режим, против введения которого Москва протестует уже не один месяц. И дело тут не только в пресловутой «свободе передвижения». В конце концов, кто будет составлять списки «часто нуждающихся в транзите»? Какова будет «цена вопроса», то есть размер взятки за попадание в такой список? Чтобы смягчить удар, Еврокомиссия предложила членам ЕС «оценить возможность использования высокоскоростных поездов для безвизового перемещения» россиян между эксклавом и «материком» и обсудить путинскую инициативу о глобально безвизовом режиме. Для Литвы это неплохая возможность получить от Европы и России деньги на модернизацию своих железных дорог -- без многомиллионных инвестиций высокоскоростные экспрессы по старым советским рельсам запускать нельзя.
Вчерашние инициативы подлежат обсуждению как в Совете ЕС, так и в каждой из стран -- членов Евросоюза. С Москвой вопрос будет дебатироваться в рамках «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия--Евросоюз». На все уйдет пара месяцев, что оставляет Москве надежду на окончательное урегулирование проблемы к ноябрьскому саммиту РФ--ЕС в Копенгагене. Поиск решения калининградской проблемы Москва ведет параллельно с Евросоюзом и Литвой. Чтобы уговорить Литву на уступки, уже до конца года Россия может подписать с Вильнюсом двусторонний договор о реадмиссии, то есть о возвращении нелегальных «гостей» туда, откуда они прибыли. Вопрос о таком соглашении ранее поднимался и Еврокомиссией.
Вчерашние решения вызвали в российском политическом бомонде неоднозначную реакцию. Резок в оценках был спецпредставитель президента РФ по калининградской проблеме Дмитрий Рогозин: «Составление какого-то специального списка российских граждан, которые хотели бы перемещаться или ездить в Калининград в разрешительной форме, и получение так называемого «упрощенного транзитного документа» -- это неприемлемо». С этим мнением солидарен глава Института региональных проблем Максим Дианов: «Нас это не устраивает -- ведь опять нарушаются права человека по свободе перемещения на собственной территории».
Вместе с тем многие эксперты настроены позитивно. Г-н Рогозин подчеркнул газете «Время новостей», что европейскую «декларацию» можно считать своеобразным стартом для дальнейшего разговора -- «было бы наивно рассчитывать, что все вопросы легко и быстро решатся». Зампред думского комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Сергей Апатенко заявил нашей газете: «Нынешние предложения Еврокомиссии снимут некоторое напряжение у жителей Калининградской области, но они не решают проблему в целом. Фактически это мелкая уступка. Но я оптимист и считаю, что пути решения этой конфликтной ситуации существуют. То, что Еврокомиссия рассматривает эту проблему, уже положительный и важный фактор». Дипломатические источники газеты «Время новостей» также отмечают «смягчение позиции Еврокомиссии вследствие конструктивной реакции лидеров ЕС на усилия Владимира Путина».
Однако российских политиков тревожат не одни лишь визы. Сенатор от Калининграда, зампред международного комитета Совета Федерации Валерий Устюгов заявил нашему корреспонденту: «Главное в калининградской проблеме не транзитные поездки граждан, а намерение ЕС подвергнуть таможенному декларированию все транзитные грузы. Это увеличит себестоимость калининградской продукции, сделав ее на наших рынках неконкурентоспособной. Область у нас в экономическом плане просто отнимут. По существу ЕС хочет взять под контроль всю экономику Калининградской области». Российский Генштаб тревожится из-за сужения полномочий сопровождающего грузы караула. К тому же введение декларирования грузов поставит под вопрос транзит через Литву из Калининграда отработанного ядерного топлива, предупреждает начальник аналитического отдела Совета Федерации Лариса Вдовиченко.
Ольга КОЛЕВА, Дмитрий КОМИССАРОВ, Катерина ЛАБЕЦКАЯ