|
|
N°172, 19 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Секретные узники Туркменбаши
Два российских боевика «Аль-Каиды» не добрались до дома
В следственном изоляторе МВД Туркмении в городе Мары в условиях строжайшей секретности вот уже почти год содержатся два боевика «Аль-Каиды». Оба они являются российскими гражданами, башкирами по национальности. Эти сведения, равно как и подробности их показаний во время допросов, стали известны газете «Время новостей» от сотрудников силовых структур Туркмении, которые были арестованы нынешней весной властями этой страны, но сохранили тайные каналы общения с волей. Один из них, бывший начальник пограничной службы Туркмении генерал Тиркиш Тырмыев, содержится в СИЗО Комитета национальной безопасности (КНБ), расположенном в Ашхабаде, на ул. Житникова. Наши источники утверждают, что генерал-пограничник, так же, как и другой генерал, бывший шеф КНБ Туркмении Мухаммед Назаров, обречены -- живыми они на свободу вряд ли выйдут, поскольку слишком много знают о туркменских тайнах.
История российских «аль-каидовцев» в Туркмении началась в ноябре 2001 года. Тогда американская авиация интенсивно обрабатывала огнем с воздуха горный район Тора-Бора на юго-востоке Афганистана, где предположительно скрывался Усама Бен Ладен. (Впоследствии боевики, задержанные в Туркмении, подтвердили: Усама вместе с 500 соратниками действительно находился там в те дни.). Когда руководству «Аль-Каиды» стало известно, что американцы не будут проводить наземную операцию в горах, оно отдало приказ боевикам отдельными группами уходить в сопредельные страны, туда, где были подготовлены надежные каналы для инфильтрации. Одной из таких стран была Туркмения. Две группы по 15 человек, еще до 12 ноября находившиеся в районе Тора-Бора, к 16 ноября вышли к туркмено-афганской границе в районе Кушки.
Первая из них, состоявшая в основном из узбеков, удачно прошла через туркменскую территорию. Содействие ей оказывали туркменские чекисты, которые через афганских торговцев, традиционно занимающихся бизнесом в районе города Мары, имели хорошо налаженные связи по ту сторону границы. За надежность коридора для «аль-каидовцев» отвечал зампред КНБ Туркмении полковник Хаит Какаев (весной этого года, во время первой волны чистки спецслужб, устроенной президентом Туркмении, его арестовали и приговорили за должностные преступления к длительному сроку заключения). Вторая же группа, видимо, немного замешкавшись, вышла к границе слишком поздно. Боевики были обнаружены туркменскими пограничниками, которые, ничего не подозревая, просто исполнили служебный долг и задержали нарушителей.
О них доложили в КНБ, и поскольку эта информация, минуя Какаева, поступила его шефу, генералу Назарову, то задержанных приказано было поместить в марыйский СИЗО. По причинам, остающимся нам неизвестными, 11 боевикам удалось «рассосаться», и из всей группы в СИЗО оказались только четверо -- два российских башкира, один араб и один «важный» чеченец, которого его спутники называли «потомком имама Шамиля». Потом загадочным образом исчезли и двое последних...
Российские «аль-каидовцы» оказались отнюдь не рядовыми членами организации и дали на допросах ценные показания, в результате чего в КНБ Туркмении появилось объемистое «дело». Боевики, проходившие обучение взрывному делу в Мазари-Шарифе, рассказали о маршрутах, по которым иностранные волонтеры Бен Ладена попадали в Афганистан и -- при необходимости -- обратно. Среди транзитных стран они называли, в частности, Азербайджан и Грузию. При этом наибольшим уважением пользовалась Грузия, поскольку, по словам россиян, там для граждан СНГ можно было выправить любые документы. Но все это относилось ко времени, когда в ходу были еще советские паспорта старого образца. Трудности наступили с появлением новых российских документов. В туркменском «деле», как указывают наши источники, присутствуют также важные показания о планах «Аль-Каиды» по работе в мусульманских регионах России.
Когда о случившемся доложили президенту Ниязову, он отреагировал неожиданно. К тому времени против него выступила «новая» туркменская оппозиция, которую возглавили находившиеся за границей бывшие высокопоставленные правительственные чиновники. И Туркменбаши, тщетно добивавшийся их выдачи из зарубежных стран, решил, что «аль-каидовцев» можно обменять на оппозиционеров. Логика туркменского вождя, подозревавшего Россию и США в покровительстве его противникам, была незамысловатой: раз они ищут террористов, то пусть за них отдадут мне моих личных врагов. Ниязов отдал указание шефу КНБ Назарову выйти на резидентов зарубежных спецслужб и предложить им подобную сделку. Генерал собрал своих подчиненных и изложил задание. Однако коллеги убедили его, что это нереально и даже опасно.
Тогда Назаров решился на блеф: он доложил президенту, что предложение было сделано, но интереса не встретило. После этого Туркменбаши приказал оставить россиян в Мары. И забыть о них.
Недавно Ниязов провел вторую за несколько месяцев чистку среди руководства КНБ и переименовал комитет в министерство, МНБ. Что в результате очередной пертурбации туркменских спецслужб стало с «делом» российских «аль-каидовцев», нам неизвестно. Но известно точно -- они еще живы.
Аркадий ДУБНОВ