|
|
N°172, 19 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Коллегия за пультом
Владимир Спиваков покинул Российский национальный оркестр
Владимир Спиваков разорвал контракт с Российским национальным оркестром, не дождавшись окончания его действия. Ждать оставалось всего ничего -- до 1 сентября 2003 года. По условиям контракта в случае ухода раньше времени маэстро обязан был предупредить оркестр за три месяца. Что, собственно, он и сделал. Правда, публично и с оттенком легкого скандала, что становится любимым жанром самых разных московских оркестров и дирижеров. Все свои концертные обязательства перед оркестром в последующие три месяца дирижер намерен выполнить. Фактически руководящий пост в РНО он оставит только 17 декабря.
Напомним, что г-н Спиваков заступил на пост «главного дирижера и художественного руководителя» лучшего на тот момент московского оркестра после того, как отошел от дел его основатель Михаил Плетнев. За три сезона с РНО руководитель камерного оркестра «Виртуозы Москвы», по мнению большинства специалистов, очень вырос как симфонический дирижер. А класс оркестра, сперва было пошатнувшись, вскоре снова стал предметом зависти более древних и заслуженных коллективов.
О сроке окончании контракта г-на Спивакова в 2003 году было известно, споры были только о том, продлит его или нет администрация РНО. Просачивались слухи, что дирекция оркестра, относясь с приязнью и увлечением к тому, что Спиваков делает на сцене, все больше недовольна стратегическим спиваковским поведением. Известно, что во время недавнего волжского турне директор оркестра Сергей Марков собирал закрытый брифинг на тему статуса и будущего РНО: по мысли г-на Маркова, «первому независимому российскому оркестру» сегодня уже не хватает каких-нибудь отношений с государством в лице Минкульта. РНО явно ревнует к господдержке до сих пор несколько уступавших ему в зарплатах и качестве игры госоркестров, которые вот-вот должны получить субсидии. Хотя прямо об этом Сергей Марков и не говорил, чувствуется, что конкуренция с госмонстрами становится все жестче и определеннее. При этом стопроцентно «огосудариваться» РНО тоже не хочет. Что до Владимира Спивакова, то на этот важный брифинг дирекция его не пригласила.
Спиваков благополучно открыл сезон в традиционной элегантно-галантной манере. В то же самое время в телеэфире прозвучало его заявление о разрыве контракта. Между тем, как стало известно, еще 5 сентября (то есть за год до окончания контракта) администрация РНО сообщила ему о взглядах на будущее. Спивакову предложили продолжить сотрудничество -- но так, чтобы он остался в роли главного дирижера, но уже не художественного руководителя. Вероятно, ограничение полномочий мастера не удовлетворило. Он предпочел сообщить о своей реакции заблаговременно и таким образом получить некоторую моральную сатисфакцию.
Тем не менее, РНО настаивает на том, что разрывать отношения со Спиваковым в качестве дирижера абсолютно не желает. Более того -- никаких кандидатур на должность главного дирижера не называется. Но называется другое, и, пожалуй, более интересное.
Со следующего сезона модель управления оркестром изменится. Его художественным руководителем (и только им) снова станет родоначальник РНО Михаил Плетнев, по которому оркестр сильно скучает. Вводится новый пост -- советника оркестра (именно оркестра, а не худрука) по стратегическому планированию. Им станет активно сотрудничающий с оркестром за рубежом американский дирижер Кент Нагано.
Что до дирижеров, то их будет сразу несколько. Планируется формирование коллегии, в которую наряду с Плетневым и Нагано войдут еще Пааво Берглунд, Карло Понти-младший и Кристиан Ганш. Объявлено, что список этот неполный и будет расширяться. Сейчас ведутся переговоры с несколькими «молодыми-талантливыми» и «взрослыми-статусными» музыкантами.
На вчерашней импровизированной пресс-конференции Сергей Марков сказал, что единственное разногласие между РНО и Владимиром Спиваковым заключается в том, кому в следующем сезоне быть худруком, сообщил о своей надежде на то, что в дирижерскую коллегию Спиваков войдет, и заверил: об отмене запланированных концертов и речи быть не может. В том, что должность главного дирижера вообще сохранится, директор РНО не уверен. По его мнению, оркестр не может быть «слепком с одного человека», а разветвленная система дирижерского управления станет крупным козырем РНО.
Юлия БЕДЕРОВА