|
|
N°172, 19 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сбой в системе
Политики справились с электроникой
С четвертой попытки центристам и президентской администрации удалось вчера набрать в Госдуме количество голосов, необходимое для принятия в первом чтении поправки к закону «О референдуме». Поправки эти запрещают проводить плебисцит в год президентских и парламентских выборов и направлены против КПРФ, затеявшей спросить население о том, хочет ли оно быть здоровым и богатым или, наоборот, по-прежнему готово получать зарплату ниже прожиточного минимума.
Поправка как-то сразу не пошла. Дело в том, что закон о референдуме является конституционным, и для внесения в него поправок нужно, чтобы за них проголосовало 2/3 палаты -- 300 депутатов. Шесть фракций, инициировавших поправки (правые и центристы), контролируют 285 голосов. Их оппоненты -- 125. Так что результаты голосования во многом зависели от позиции ЛДПР (кстати, тоже затеявшей референдум) и независимых депутатов.
Видимо, из-за зыбкости ситуации, а может, попросту соскучившись по дебатам, стороны в выражениях не стеснялись. Сторонники поправки высказывались в том духе, что референдум может существенно исказить всенародное волеизъявление в период федеральных выборов. Противники -- коммунисты, аграрии и примкнувший к ним Сергей Юшенков -- говорили о нарушении демократических принципов. «Господа центристы и либералы уже не в первый раз целятся в коммунистов, а попадают в русский народ», -- говорил Анатолий Лукьянов, возмущенный тем, что «из-за одного не нравящегося власти случая пытаются изменить закон постоянного действия». Сторонники поправок в долгу не оставались. Да и центристы не скрывали своего отношения к затеянному левыми референдуму. «Мы не допустим, чтобы под прикрытием референдума россиян лишали их конституционного права собственности на землю», -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» руководитель фракции «Единство» Владимир Пехтин. А лидер СПС Борис Немцов пугал собравшихся гражданской войной, поскольку, по его мнению, «вопросы, вынесенные коммунистами на всенародное обсуждение, по сути призваны изменить конституционный строй». А независимый депутат Александр Федулов и вовсе припомнил коммунистам уничтожение прогрессивного крестьянства в советские годы.
Когда депутаты наконец проголосовали, выяснилось, что для принятия поправки не хватает одного голоса. Центристы тут же решили, что виновата в этом электронная система. Депутат из фракции «Единство» Владимир Климов попросил включить замедленный режим электронного голосования, поскольку «многие не успели проголосовать». Однако в замедленном темпе голосов набралось еще меньше -- 297. Тогда депутат от ОВР Константин Косачев предложил вернуться к голосованию после перерыва, а пока проверить электронную систему.
Депутаты стали расходиться, а по коридорам забегали молодые люди в костюмах. "Сейчас будут утрамбовывать", -- поделился с корреспондентом газеты "Время новостей" депутат от КПРФ Юрий Никифоренко.
Но «утрамбовать» не удалось и после перерыва голосование закончилось с тем же счетом -- 297 голосов «за» и 132 «против». Но центристы не сдались. В 17.50 электронная система наконец заработала правильно, и с четвертой попытки поправки набрали 304 голоса.
"Видимо, придется еще раз провести тренировку голосования с депутатами, -- прокомментировал ситуацию корреспонденту газеты «Время новостей» Олег Ковалев из «Единства», -- наша новая электронная система подсчета голосов постоянно дает сбои. В результате при каждом голосовании теряется три-четыре голоса, хотя мы точно знаем, что эти депутаты голосовали".
20 сентября Госдума планирует рассмотреть законопроект во втором чтении. А представитель КПРФ Иван Мельников уже заявил, что из-за грубого нарушения процедуры рассмотрения законопроекта фракция обратится в Конституционный суд России.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА