Время новостей
     N°171, 18 сентября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.09.2002
Два банка -- два рубля
Москва не разрешает Минску печатать российские рубли
Шанс на то, что в союзном государстве России и Белоруссии может быть единый рубль, пока еще сохраняется. Об этом сообщили после вчерашнего заседания совмина Союза России и Белоруссии премьер-министры двух стран. Причем ввести его планируют на год раньше -- с 1 января 2004-го.

Однако вчера руководство правительства России так и не смогло до конца объяснить своим белорусским коллегам, почему российский рубль может иметь только один эмиссионный центр -- Банк России. В Москве уверены, что если центр будет в другом месте, то и рубль будет не российским, а каким-то еще. Эту немудреную истину российский премьер Михаил Касьянов, министр финансов Алексей Кудрин и председатель Центрального банка Сергей Игнатьев минут сорок хором пытались втолковать белорусскому премьеру Геннадию Новицкому и председателю Национального банка Петру Прокоповичу. И как выяснилось, довольно безуспешно.

Дискуссия походила на спор немого с глухим. Белорусы сразу выдвинули требование, чтобы у Банка Белоруссии было право на эмиссию на равных с Банком России. Г-н Прокопович предложил схему: два банка плюс межбанковский совет. На что его российский коллега г-н Игнатьев ответил, что при едином российском рубле эмиссия Банка Белоруссии должна будет находиться под строгим контролем Банка России, в противном случае получится два банка -- два рубля. Г-н Касьянов также поспешил удивиться: «У российского рубля какой может быть центр?» Но г-н Прокопович был несгибаем: «Мы сознательно отказываемся от части суверенитета. Мы рискуем всем. Мы должны иметь право проводить эмиссию безналичных рублей». И дальше продолжал двигать лозунг о том, что прежде введения единого рубля необходимо решить «политическую» проблему -- кто будет обладать правом эмиссии. Гг. Касьянов и Кудрин, которым было важно решить совсем иную проблему, а именно: договориться, чтобы единая валюта была введена в обращение уже с 1 января 2004 года, -- никак не могли добиться от белорусов ответа: согласны они на это или нет. Когда в двадцатый раз российский премьер услышал про эмиссию, то спросил у г-на Прокоповича: «Может ли политическое руководство Белоруссии повлиять на изменение его (Прокоповича. -- Ред.) идеологии в этом вопросе», -- и получив утвердительный ответ, успокоился. Премьер России тут же перевел дискуссию в техническую плоскость и пообещал, что эксперты за месяц договорятся о приемлемой схеме. А к следующему заседанию совмина союзного государства, которое состоится 5 декабря, г-н Касьянов напророчил окончательное решение этой проблемы, а также о то, что будут результаты проработки плана ускоренного введения единой валюты.

Кроме того, на заседании были подведены итоги исполнения союзного бюджета за истекший период. Г-н Кудрин отметил, что со стороны Белоруссии идут задержки с финансированием. Исполнительный секретарь Союза Павел Бородин назвал несвоевременное погашение белорусами своего долга «политической ошибкой». «Речь-то идет о 300 млн рублей -- не те деньги», -- пояснил он.

Бюджет на 2003 год обсуждали недолго. Общий объем определили в 2,4 млрд рублей: из них 1,5 млрд внесет Россия и чуть более 800 млн -- Белоруссия. Г-н Касьянов поставил перед экспертами задачу: «Изучить вопрос о более равномерном отчислении в бюджет». Тем временем в Сочи российский президент, как бы подводя черту под дискуссией на совмине, заявил, что наличие двух эмиссионных центров в новом Союзе для России неприемлемо. Да и вообще, по словам Путина, «из сферы обсуждения пора переходить к конкретным делам».

Вера КУЗНЕЦОВА