Владимир Путин вчера на пресс-конференции в Сочи подтвердил жесткую позицию России по отношению к Грузии. Отвечая на вопросы журналистов, президент сказал, что у России «все больше информации, что грузинские власти не только с нами не хотят сотрудничать, они сотрудничают с террористами». Письмо президента Грузии, написанное после
ультиматума, который предъявил Владимир Путин в конце прошлой недели, по словам российского президента, не удовлетворяет Москву. «Мы ставим вопрос, чтобы нам гарантировали, что нападений не будет. Таких гарантий я в этом письме не увидел», -- сказал президент.
Хотя президент надеется, что какая-то часть проблем будет решена во время его личной встречи с Эдуардом Шеварднадзе на саммите СНГ в Кишиневе, Россия уже сейчас начинает мероприятия по защите границ. Там же, в Сочи, президент общался с главой Генштаба России Анатолием Квашниным и начальником пограничной службы Константином Тоцким. После этой встречи г-н Тоцкий заявил журналистам, что Россия намерена не просто укреплять границы с Грузией. Не исключено, что будет создана «зона безопасности» и всех приграничных жителей отселят на 20--25 километров от границы. Это, по мнению г-на Тоцкого, позволит пограничникам полностью контролировать эти горные территории. Видимо, всякий, кто появится в «зоне безопасности», будет считаться чеченским боевиком.
Впрочем, по мнению президента, на территории России бороться с боевиками только силовыми методами не имеет смысла. По его словам, Чечня должна стать нормальным субъектом федерации, но «для этого необходимо прежде всего восстановить социальную сферу -- надо, чтобы была налажена занятость населения, чтобы жизнь не толкала чеченца за 10 долларов закладывать фугас».
Но проблема Чечни, по словам президента, это проблема внутрироссийская. Так же, как отношения с Абхазией -- проблема внутригрузинская. «Для нас, -- сказал Владимир Путин, -- отношения между Грузией и Абхазией -- это внутригрузинское дело! Там присутствуют миротворцы СНГ, мы готовы выполнять посредническую роль между Абхазией и Грузией и очень рассчитываем, что будут достигнуты договоренности, которые учтут пожелания и Грузии, и Абхазии».
Президент подтвердил тот факт, что значительная часть жителей Абхазии приняла российское гражданство. Он, правда, категорически отказался считать это следствием российской политики, поскольку «это не связано с политикой Российской Федерации, это произошло в преддверии принятия закона о гражданстве РФ, и кто хотел получить гражданство, они активизировались, потому что после вступления закона в силу порядок предоставления гражданства усложнился».
Но что случилось, то случилось, и теперь, похоже, у России куда больше оснований следить за абхазско-грузинскими отношениями: «Мы должны думать о своих гражданах, где бы они ни проживали».
Кстати сказать, чуть позднее Анатолий Квашнин поделился с журналистами соображениями о выдавливании части чеченских террористов в Кодорское ущелье. По его словам, там их находится более сотни, и попали они туда «не без участия грузинских спецслужб».
Заявление начальника Генштаба перекликалось со словами президента, обвинившего Грузию в поддержке террористов. При этом г-н Путин счел нужным завить, что России от Грузии ничего не нужно. «У нас только одна просьба, -- сказал президент, -- или, точнее, требование. Требование законное -- сделайте так, что бы с вашей территории не было нападений на РФ».
И по мнению президента России, Грузия этого требования исполнять не хочет. «Нам говорят: Грузия -- маленькая страна, она не может. Не может, тогда пусть попросит, мы поможем. Нет, не надо. Тогда делайте сами! Мы предлагали участие наших подразделений -- не надо, мы предлагали участие нашей авиации -- не надо. Мы сейчас просим только об одном: об обмене информацией, чтобы нам сказали достоверно и точно: кто, где, когда и куда двигается. И все. Но мы и этого не получаем. О каком тогда сотрудничестве может идти речь?»
«Грузинская сторона, -- считает российский президент, -- как бы заинтересована в том, чтобы законсервировать эту ситуацию. Зачем? Есть только одно объяснение: кто-то хочет использовать внутри страны этот фактор для решения внутриполитических вопросов».