Время новостей
     N°171, 18 сентября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.09.2002
Армянская труба для Гейдара Алиева
Закладка фундамента нефтяной магистрали отмечена скандалом
Сегодня в присутствии президентов Азербайджана, Грузии и Турции состоится закладка фундамента экспортного трубопровода Баку--Тбилиси--Джейхан (БТД). Церемония пройдет на терминале в поселке Сангачалы в 40 километрах южнее Баку.

Эксперты оценивают событие как политический триумф Гейдара Алиева и крупное геополитическое достижение США на Каспии и в кавказском регионе. Даже Эдуард Шеварднадзе нашел возможность ненадолго покинуть Тбилиси для участия в историческом мероприятии. В послании к Алиеву президента Буша говорится о «победе общих усилий», а джейханская труба расценивается как «ярчайший пример интеграции независимого Азербайджана в мировую экономику». На днях Алиев напомнил: «В реализации проекта Азербайджану пытались помешать, но мы одержали победу».

Властям Азербайджана не удалось погасить скандал, связанный с участием в строительстве азербайджанского участка БТД зарегистрированной в Греции компании CCIC (Consolidated Contractors International Company). Эксперты оппозиционных партий выяснили, что CCIC никакого отношения к Греции не имеет, а является ливано-армянской компанией, опекаемой всеармянским фондом «Хаястан» во главе с президентом Армении Робертом Кочаряном. В этот фонд входит вся руководящая элита Армении, в том числе президент непризнанной Нагорно-Карабахской республики Аркадий Гукасян. Эксперты Партии национальной независимости Азербайджана утверждают, что фонд тесно сотрудничает с режимом Саддама Хусейна и палестинскими экстремистами.

Скандал получил широкую огласку. Дэвид Вудворд пояснил, что право на участие в проекте эта компания, имеющая высокий «рейтинг и профессиональные характеристики», получила в результате проведенного ГНКАР (Государственная нефтяная компания Азербайджана) тендера. Глава исполнительного аппарата президента Рамиз Мехтиев заявил, что «результаты тендера пересматриваться не будут». Первый вице-президент ГНКАР Ильхам Алиев напомнил, что армянами являются вице-президенты BP и ЛУКОЙЛа -- «мы же не отказываемся от сотрудничества с этими компаниями».

Грандиозная труба протяженностью 1760 км и стоимостью 2,95 млрд долл. стала одним из самых спорных как в политическом, так и в экономическом отношении международных проектов последнего десятилетия. Эксперты, в том числе западные, не перестают предупреждать: если не влить в БТД дополнительно 20 млн тонн нефти, в частности казахстанской, то сохранится риск утраты «рентабельных параметров». Собственной нефти у Азербайджана в обрез, поиск новых месторождений не увенчался успехом. Однако президент компании -- оператора проекта BP Azerbaijan г-н Дэвид Вудворд не сомневается, что Азербайджан сможет заполнить трубу собственным сырьем. По его словам, по трубопроводу в год планируется транспортировать 50 млн тонн нефти, добываемой на месторождениях Азери--Чираг--Гюнешли (их общий запас составляет 730 млн тонн). Прогнозируется, что первая партия азербайджанской нефти достигнет терминала в турецком порту Джейхан в конце 2004 года.

Российский ЛУКОЙЛ и американская ExxonMobil, входящие в АМОК (Азербайджанскую международную операционную компанию), не вошли в спонсорскую группу по строительству БТД. Принадлежащая им, как акционерам АМОК, часть добываемой в Азербайджане нефти должна перекачиваться только по БТД. На этот счет компании получили четкое уведомление от строящего БТД консорциума. При этом для членов консорциума транзит будет стоить в пределах 3 долл. за тонну, для остальных -- дороже.

Ариф УСЕЙНОВ, Баку