Время новостей
     N°170, 17 сентября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.09.2002
Сон вундеркинда
В филиале Театра им. А.С. Пушкина поставили спектакль «В зрачке» по пьесе Максима Курочкина
Действие спектаклей может происходить где угодно. На этот раз театральным персонажам пришлось отправляться внутрь человеческого организма. Средой обитания героев новой премьеры Театра им. Пушкина стал зрачок. Женский глаз, где, как в плену, живут отражения возлюбленных.

Эту парадоксальную ситуацию придумал когда-то писатель Сигизмунд Кржижановский. Он жил в Москве в первой половине прошлого, двадцатого века. Писал рассказы, повести, статьи и сказки для вундеркиндов, но книг своих так и не дождался. Зато в литературных кругах ценили его странную прозу (среди поклонников были, в частности, Михаил Булгаков и Максимилиан Волошин). По сценариям Кржижановского снимали фильмы Яков Протазанов и Александр Птушко («Праздник святого Йоргена» и «Новый Гулливер»). Александр Таиров заказывал ему пьесы («Человек, который был Четвергом» по Честертону и непоставленный «Онегин», к которому Прокофьев успел написать музыку), приглашал преподавать в своих экспериментальных мастерских (писатель вел курс «Психология сцены»). Символично, что «прозеванного гения» вспомнили именно в бывшем Камерном театре. Хотя в пьесе, написанной по мотивам рассказа Кржижановского «В зрачке», практически не осталось ни одного авторского слова.

Драматург Максим Курочкин представил свою фантазию на тему интригующих приключений. Фантазию талантливую и тонкую, то вьющуюся в лад рассказу, то пристраивающуюся к нему сложным контрапунктом. Сравнение новеллы и пьесы могло бы стать сюжетом для отдельной статьи. Но так как Кржижановского читала меньшая часть зала филиала в Сытинском переулке (первый том полного собрания сочинений писателя появился только что, на прошедшей книжной ярмарке), подобное исследование не имеет большого значения. К тому же метафоричную прозу парадоксалиста поставить практически невозможно. Ну как, к примеру, вывести на сцену такую фразу: «Любовь у людей пуганая и с зажмурью: ныряет в сумерки, шмыгает по темным углам, шушукает, прячется за занавески и тушит свет»? Слов этих в спектакле не говорят, зато передают странную атмосферу, настоянную на восторге, обольщении и кошмаре.

Художник Виктор Пал и режиссер Юрий Урнов играют со зрителями в жмурки. Пространство сцены от пола до потолка занавешено воланами черных сетей. Сеть скрывает реальность и выдавливает в свет фантасмагории сознания. Где-то далеко, за тканной решетчатой пеленой живет красивая женщина Нюра (Вера Воронкова) и ее возлюбленный Николай (Евгений Писарев). Однажды женщина оборачивается ведьмой -- дико завывает и кружится, запрокинув голову. Тогда-то ее ненаглядный и попадает в более чем странное жилище с зыбким красным полом, имитирующим слизистую оболочку, и мягкими лабиринтами запутанных ходов -- мозговых извилин. Вместо окна -- радужная оболочка глаза. Но до нее не так-то просто добраться. А на длинном пути человечек в зрачке насмотрится и наслушается столько всякого разного, что хватит не на один сериал. То попадет в анатомический трактир, то узнает подробности из раннего детства любимой, то среди прежних увлечений подруги увидит не только мужчин, но и женщину. Звучат тревожные гитарные переборы, тела «глазных пленников» кувыркаются и барахтаются в черных гамаках (пластику, лишенную малейшего намека на равновесие, поставил Альберт Альбертс).

В зрачке зреет бунт, который ничем не кончается. Герой кается, как на собрании: «Я жил неправильно! Надо было грезить». Но через несколько минут жизнь обретает вполне реальные очертания. Комната Нюры выплывает на первый план, и ее проснувшийся любовник норовит побыстрее удалиться восвояси.

Всего этого у Кржижановского нет. Сложный мыслительный процесс, разложенный на голоса и облеченный в занимательную форму, трансформировался в театральную пьесу. Психологический этюд о типах и возрастах любви сменила бытовая драма о ревности к бывшим и нынешним (у Курочкина их почему-то около сорока, тогда как в рассказе всего тринадцать). Но театр -- искусство материальное и грубое. «Зачем, в конце концов, пугать детей тьмой, когда можно ею их утешить и ввести в сны?» Эту фразу уж точно поставить никому не удастся.

Елена ГУБАЙДУЛЛИНА