Главная тема сегодняшних переговоров Михаила Касьянова с белорусским коллегой Геннадием Новицким -- строительство валютного союза. Однако разговор премьер-министров обещает быть не более продуктивным, чем
недавние переговоры Владимира Путина и Александра Лукашенко: представители Минска привезли в Москву все те предложения, которые российское руководство считает неприемлемыми.
Минск по-прежнему не намерен идти на полное делегирование эмиссионных полномочий России. Согласно проекту концепции перехода на единый рубль, который подготовлен белорусским Нацбанком, на переходном этапе полномочия единого эмиссионного центра не должны передаваться российскому Центробанку. Белоруссия настаивает на том, чтобы эмиссионный центр был системой из трех компонентов: белорусский Нацбанк, российский Центробанк и межбанковский валютный совет.
В специальном сообщении Нацбанка говорится: «Банк России и Национальный банк сохраняют на территории соответствующего государства функции, предусмотренные унифицированным национальным законодательством... самостоятельно осуществляют реализацию Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Российской Федерации и Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, в том числе осуществляют денежную эмиссию в пределах установленных параметров». Решение об эмиссии должно одобряться директивой высшего госсовета.
«Эта система может выглядеть громоздкой, но она подходит для переходного периода. Это компромиссный вариант», -- считает председатель комиссии по банкам и финансам белорусского парламента Алексей Ваганов.
В проекте концепции неоднократно подчеркивается, что белорусский Нацбанк должен сохранить самостоятельность. Например, говорится, что Центробанк и Нацбанк должны проводить операции по госрегулированию денежного рынка и эмиссионную деятельность во взаимодействии. При этом, подчеркивается в официальном сообщении главного белорусского банка, «за Национальным банком Республики Беларусь и Центральным банком Российской Федерации сохраняются функции центральных банков суверенных государств, работающих по единым унифицированным правилам».
И в России, и в Белоруссии едины во мнении, что переход на единую валюту может произойти только после поэтапного сближения экономик. Однако согласно официальной белорусской позиции для этого должен быть выполнен ряд условий. В частности, речь идет о создании равных условий для субъектов хозяйствования обеих стран (как правило, Минск под этим подразумевает предоставление российской стороной дешевых энергоносителей для белорусских предприятий), о равных правах для граждан, единой торговой, денежно-кредитной, налоговой, валютной, ценовой и таможенной политике, об унификации законодательств относительно иностранных инвестициий, объединении транспортной и энергетической систем, разработке и размещении совместного оборонного заказа.
Белорусская сторона предполагает, что при выполнении всех условий единая валюта может быть введена с начала 2008 года, а российский рубль может использоваться в качестве таковой на переходном этапе -- с 2005 по 2008 год. В официальном сообщении Нацбанка сказано: «Введение и использование российского рубля в качестве единой денежной единицы Союзного государства ранее намеченного срока, то есть в 2003--2004 гг., возможно только при выполнении мероприятий, предусмотренных Планом совместных действий».
Накануне встречи премьеров никто из представителей Нацбанка Белоруссии не давал комментариев по поводу проекта, ссылаясь на то, что документ еще может быть изменен. Впрочем, можно с уверенностью утверждать, что изменения не коснутся принципиальных позиций, связанных с независимостью работы белорусского Нацбанка. Об этом свидетельствуют и слова Александра Лукашенко о том, что Белоруссия готова перейти на единый рубль «на равноправной основе».