Получив почти все полагающиеся в этом году средства из федерального бюджета для финансирования северного завоза, представители регионов пытаются возродить натуральный обмен. Федеральная доля финансирования северного завоза составляет треть от годовой потребности. А остальная часть, что должна идти из региональных бюджетов и внебюджетных фондов, поступает не слишком споро.
Картина сегодняшнего финансирования северного завоза, обрисованная на пятничном совещании
в Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) с представителями северных территорий, выглядела вполне благостно. Из 3 млрд рублей, записанных в федеральном бюджете, перечислено 2,74 млрд. Кроме того, уверяет замглавы МЭРТ Мухамед Циканов, половина из выделенных дополнительно 1,2 млрд руб. должна поступить в регионы в августе.
Однако темпы поставок продукции к труднодоступным территориям, как и в предыдущие годы, крайне низки. К 10 августа нефтепродуктов завезено 52,2% от плана, угля -- 46,9% (обе цифры -- без учета потребности предприятий РАО «ЕЭС России»), а продовольствия -- 14,7%.
Дело в том, объясняет г-н Циканов, что региональные власти не спешат брать на себя свою долю ответственности. Они могли бы иметь еще и дополнительные средства, если бы исправно пополняли региональные фонды, возвращая федеральный заем в 8,8 млрд руб., полученный в 1994-95 гг. В этом году правительство решило не требовать процентов и штрафов по ссуде пятилетней давности, предоставив регионам право распоряжаться этими деньгами. А основную сумму долга попросило перечислить в специальные региональные фонды и расходовать эти средства строго на северный завоз. Наполнение таких фондов по стране идет крайне неравномерно (см. таблицу). При этом нерадивые регионы как раз и выдвинули в пятницу идею возродить неденежные формы расчетов.
Удочку забросил представлявший Архангельскую область Михаил Дорофеев: «может, министерство рассмотрит вопрос о поставках продукции в натуральной форме?» Инфляция, мол, заела. Аргумент, выдвинутый первым замом главы Таймырского округа Анатолием Кузнецовым, -- зловредные посредники, которые выстраиваются в цепочку и поднимают цены. «Хорошо, если бы ЛУКОЙЛ, например, -- сказал г-н Кузнецов, -- в счет погашения своих налогов в федеральный бюджет нам поставил нефтепродукты». Его поддержал представитель республики Бурятия.
Ведущий совещание заместитель главы МЭРТ Мухамед Циканов даже опешил: «Неожиданное предложение». Но чуть позже, отвечая на вопрос корреспондента газеты «Время новостей», категорически опроверг возможность возрождения практики поставок топлива и продовольствия на северные территории в натуральной форме. «В нынешней ситуации этого абсолютно не может быть. О чем речь? Какая натуральная оплата, если федеральный бюджет выполняет свои обязательства, да еще и с опережением графика? Это, вероятно, рецидивы советских настроений», -- сказал г-н Циканов.
Объемы возврата средств, предоставленных субъектам РФ из федерального фонда господдержки завоза продукции в районы Крайнего Севера в 1994--1995 гг. (по состоянию на 18.07.2000; в млн рублей)
Наименование территорий |
перечислено Минфином в 1994--1995 гг. |
передано в управление на 01.01.2000 (включая плату за пользование) |
фактически возвращено |
удельный вес возврата, % |
«Отличники» -- top 5
Еврейская авт. область |
13,8 |
34,60 |
34,60 |
100 |
Пермская область |
16,0 |
40,85 |
40,9 |
100 |
Читинская область |
62,9 |
155,40 |
145,4 |
93,6 |
Коми-Пермяцкий АО |
80,3 |
182,57 |
153,6 |
84,1 |
Ханты-Мансийский АО |
336,0 |
682,17 |
559,9 |
82,1 |
«Двоечники» -- top 5
Республика Карелия |
131,3 |
253,83 |
52,0 |
20,5 |
Таймырский АО |
144,0 |
369,7 |
81,2 |
22,0 |
Сахалинская область |
454,6 |
1114,27 |
250,0 |
22,4 |
Красноярский край |
475,3 |
1135,42 |
362,1 |
31,9 |
Приморский край |
145,9 |
366,79 |
120,7 |
32,9 |