|
|
N°170, 17 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не участие, но контроль
Государство будет играть на страховом рынке только роль регулятора
На подпись премьер-министру Михаилу Касьянову поступил проект концепции развития страхования в России, в разработке которого участвовали несколько министерств, депутаты Госдумы и сами страховщики. Документ, который должен подписать премьер, имеется в распоряжении газеты «Время новостей». Авторы проекта исходят из того, что за годы реформ «не удалось в полной мере сформировать устойчивый, соответствующий современным потребностям общества рынок страховых услуг». При этом дальнейшее развитие страхования «требует уточнения его роли в решении социально-экономических задач государства». Среди этих задач помимо очевидной необходимости совершенствования законодательства и создания эффективного механизма госконтроля названо и «стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни».
По мнению авторов документа, на развитие страхования в стране негативно повлияли низкий уровень платежеспособного спроса на страховые услуги, недейственное использование рыночного механизма в области страхования в форме отсутствия общепринятых видов обязательного страхования. Все это концепция будет исправлять и устранять.
«В связи со вступлением России в ВТО и в целях повышения конкурентоспособности российских страховщиков необходимо принять законодательные меры, направленные на увеличение до 30--40 млн рублей минимального размера уставного капитала таких компаний», -- говорится в документе. Впрочем, окончательное увеличение капитала должно произойти к 1 июля 2007 года, а промежуточные рубежи намечены на 1 июля 2004 года (до 10--13 млн рублей) и 1 июля 2006 года (до 20--26 млн рублей).
Привлечь инвестиции «для развития экономики страны и предоставления страхователям возможности использования надежных форм сохранения их сбережений, вложенных в страхование» должна помочь координация направления вложений средств страховых организаций. Для снижения рисков инвестирования этих средств, согласно концепции, предполагается ввести систему контроля за размещением средств инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и Пенсионного фонда России, причем контролировать эти денежные потоки будет не только государство, но и профессиональные участники фондового рынка.
Особого внимания заслуживают элементы концепции, касающиеся таких «политических» вопросов, как государственное участие в капиталах страховых компаний и присутствие иностранного капитала на российском рынке страховых услуг. Госучастие, по мнению разработчиков документа, вообще нужно ликвидировать. Исключением станет ОАО «Росгосстрах», играющее особую роль на российском рынке страхования. Из «Росгосстраха» государство, владеющее контрольным пакетом, уходить не должно, поскольку клиентами этой компании, как отмечается в концепции, «являются 20% российских граждан».
Для привлечения иностранного капитала предполагается «поэтапная либерализация рынка страховых услуг в соответствии с приоритетами и уровнем развития отдельных секторов страхового рынка». Для этого, как считают авторы концепции, необходимо создать «адекватную международным требованиям нормативную правовую базу» и обеспечить «финансовую устойчивость компаний, работающих на национальном рынке страховых услуг». В то же время в документе подчеркнуто, что в результате либерализации должно быть найдено «оптимальное соотношение (с учетом макроэкономических, социальных и политических условий) интеграции российской страховой системы в мировую страховую систему с механизмами, препятствующими оттоку национальных капиталов».
В документе четко определено, что «в целях повышения капитализации рынка страховых услуг сферой деятельности российских страховых компаний должен оставаться рынок обязательного страхования... а также имущественного страхования». Иностранцы же могут получить доступ к страхованию жизни и добровольному пенсионному страхованию «по мере формирования условий» для этого.
Концепция предполагает также «совершенствование налогообложения страховых операций, развитие долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования, введение новых видов обязательного страхования, что приведет к росту числа договоров, размеров страховых выплат и, следовательно, к росту объема финансовых средств в системе страхования и предоставлению более широкому кругу граждан и юридических лиц страховой защиты».
Разработчики надеются, что реализация даже не всех мероприятий, предусмотренных концепцией, позволит «повысить уровень защищенности организаций и граждан от различных групп и рисков, расширить спектр предлагаемых страховых услуг и привлечь в российскую экономику значительные инвестиции».
Алексей РОЖКОВ