Время новостей
     N°170, 17 сентября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.09.2002
Пророки в Торонто
Александра Сокурова наградили в Канаде
Кинофорум в Торонто принято называть фестивалем фестивалей: он не является конкурсным и приглашает в свою программу немало фильмов, уже показанных на других фестивалях и получивших признание у зрителей и профессионалов. И тем не менее внеконкурсный статус нисколько не мешает тому обстоятельству, что каждый год список призов растягивается на две страницы убористого текста. А североамериканские премьеры в Торонто имеют не меньшее значение, чем фестивальные победы в Старом Свете, так как позволяют прокатчикам судить, сколько та или иная артхаусная новинка соберет в США и Канаде.

Самым престижным из наград Торонто является приз фильму-открытию, учрежденный концерном Volkswagen. Победителем, которого выбрали голосованием аккредитованные на фестивале критики, стали «Сестры Магдалины» шотландца Питера Муллана. Это уже вторая награда за минувшие две недели: совсем недавно «Сестры» удостоились «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. От Муллана, более известного как актера (он сыграл главную роль в «Меня зовут Джо» Кена Лоуча), никто не ждал такого сенсационного успеха. Да и картина его, при всей драматургической добротности и трогательной игре юных актрис, не кажется оригинальной. Но антиклерикальный пафос фильма (он рассказывает о чудовищном обращении с девушками, попадавшими в ирландские католические приюты для «грешниц») неожиданно пришелся кстати. На пресс-конференции Муллан поставил жестокосердных церковников на одну доску с «Талибаном». Ватикан не замедлил подставиться, назвав венецианское награждение «Сестер Магдалины» «злобной провокацией», а интеллектуалы с богатым «левым» прошлым вспомнили молодость и дружно встали на защиту картины.

Вообще создается впечатление, что в фестивальном мире соскучились по картинам с ясной и жесткой социальной и мировоззренческой позицией, картинам спорным и яростным, способным вызвать не только восторги утонченной публики, но и общественный резонанс. Именно это подтвердил и недавний Венецианский фестиваль, на котором призы раздали фильмам «с месседжем», а стилистически безупречных «Кукол» Такеси Китано демонстративно проигнорировали.

Теперь о других призах XXVII кинофестиваля в Торонто. Только одно обстоятельство мешало поклонникам Александра Николаевича Сокурова провозгласить «Русский ковчег» безусловным шедевром и лучшим фильмом мэтра -- прохладный прием на фестивалях. Теперь и это препятствие устранено. Не удалось в Каннах -- получилось в Канаде: полуторачасовой экскурс в русскую историю и культуру, снятый одним планом, удостоился приза канадского телеканала «Независимое кино» (Independent Film Channel Visions Award), к которому прилагается немалая сумма в 20 тысяч долларов. Отметим также, что торонтская критика оказалась куда благосклонней каннской -- в ряде публикаций «Ковчег» был назван техническим чудом и настоящим шедевром.

По заслугам получил и другой неудачник каннского конкурса этого года -- «Паук» канадца Дэвида Кроненберга. История психически больного человека (его идеально сыграл Рэйф Файнз), попадающего в сети ложной памяти, была названа лучшим канадским фильмом (приз, учрежденный мэрией Торонто, сопровождается чеком на 25 тысяч). «Любой фильм, выходящий за рамки мейнстрима, любой «Паук», не являющийся «Человеком-пауком», нуждается в помощи и поддержке» -- так изысканно выразил свою благодарность Кроненберг, при этом не преминув пройтись по голливудским блокбастерам.

И наконец, приз зрительских симпатий достался новозеландскому фильму «Оседлавшая кита», а приз ФИПРЕССИ -- французской картине «По высохшим руслам».

Алексей МЕДВЕДЕВ