Итоги первого тура выборов мэра Нижнего Новгорода, как отметил высокопоставленный сотрудник кремлевской администрации, «иначе чем неприличными назвать трудно».
И действительно, главным итогом первого тура голосования стал откровенный отказ избирателей сотрудничать с властью. На выборы пришло 29% жителей города, из них около трети -- только затем, чтобы вычеркнуть из списков всех кандидатов. В результате виртуальный господин «Против всех» отстал от лидера -- действующего мэра Нижнего Новгорода Юрия Лебедева на 1,05%, а от занявшего второе место депутата Госдумы Вадима Булавинова и вовсе на 0,5%. При этом поначалу г-н «Против всех» даже лидировал, так что представитель ЦИК Сергей Даниленко недоуменно заметил, что поскольку прецедента победы кандидата «Против всех» в России еще не было, то даже ЦИК неясно, что делать. После этого «Против всех» стал отставать.
Тем не менее во втором туре победа г-на «Против всех» совершенно не исключена. Особенно если избиратели, голосовавшие в первом туре ногами, решат исполнить свой гражданский долг и придут на выборы.
Но и без этого власть на нижегородских выборах потерпела унизительное поражение. Если учесть, что за г-ном Булавиновым стоял полпред президента по Поволжскому округу Сергей Кириенко, а мэр Лебедев в полную меру задействовал местный административный ресурс, то поражение это кажется еще более очевидным.
В Москве, правда, склонны обвинять в проигрыше Сергея Кириенко. По словам нашего источника в Кремле, именно полпред по Поволжью добился судебного решения об
отстранении от участия в выборах главного претендента на место мэра Нижнего Новгорода скандально известного и неоднократно судимого Андрея Климентьева, «потому что по-другому решить проблему не смог». Больше того, по неофициальной информации, г-н Кириенко хотел решить эту проблему гораздо раньше, и только принятое «на самом верху решение провести чистые выборы» остановило его. «По-чистому», однако, не вышло, и непосредственно перед выборами, когда, по оценкам нейтральных социологов, рейтинг Климентьева подошел к 40%, «нервы у Кириенко не выдержали». Избирком, правда, отказался снять Климентьева, и тогда за несколько часов до начала голосования это сделал суд.
Если это и правда, то правда не вся. Ситуация с региональными выборами последнего времени говорит как минимум о том, что избирателю надоели привычные лица представителей «партии власти». Некоторый парадокс состоит в том, что люди, всецело поддерживающие курс президента, весьма неохотно поддерживают на выборах кремлевских ставленников. Причем вне зависимости от того, «грязная» или «чистая» проходит избирательная кампания. Примеров масса. Это «грязные выборы» в Приморье, где усилия тамошнего полпреда Пуликовского посадить в кресло губернатора своего заместителя (отстранение по суду депутата Госдумы Виктора Черепкова между первым и вторым туром) привели к победе мало кому известного тогда Сергея Дарькина. Это «чистые» выборы в Красноярске, где представители олигархов делят голоса коммунистического экономиста Сергея Глазьева, за которого в регионе, никогда не входившем в «красный пояс», проголосовало почти четверть населения. Можно вспомнить тот же самый Нижний, несмотря на все усилия г-на Кириенко, выбравший год назад губернатором коммуниста Геннадия Ходырева; Ростов-на-Дону, где губернатор Чуб удержался в кресле только после снятия с выборов всех оппонентов за исключением дублера.
То, что люди голосуют не столько за какую-либо программу или идею, сколько против имеющейся власти, -- весьма тревожный для нее симптом. Безусловно, вряд ли нынешние настроения как-либо скажутся на результатах выборов президента. Уважение к личности Владимира Путина, его рейтинг слишком велики. Однако «Единой России» по итогам выборов в декабре 2003 года сохранить в Думе нового созыва доминирующее положение будет совсем не просто. Лидеры движения --представители нынешнего истеблишмента. То есть именно те, против кого голосуют на региональных выборах сегодня.
Во всей этой нерадостной картине есть один безусловный плюс. То, что более сотни тысяч граждан не поленились прийти на избирательные участки только для того, чтобы вычеркнуть всех претендентов, говорит о том, что граждане страны куда больше верят в демократические ценности, чем ее руководство. Во всяком случае они считают, что их голоса могут что-то изменить.