|
|
N°169, 16 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ребята возвращаются
«Киношок» работу закончил
Последние дни Открытого кинофестиваля стран СНГ и Балтии были отмечены вполне айвазовским штормом и громокипящими грозами. Впрочем, на экране кинотеатра «Октябрь», где проходили конкурсные просмотры, особенных катаклизмов не наблюдалось. Местом действия сразу двух картин -- «Практики» уроженца Кирова Андрея Макарова и армяно-французской «Симфонии молчания», поставленной заместителем министра культуры Армении Вигеном Чалдраняном, -- оказалась психиатрическая лечебница. Как и предполагалось, в обеих картинах «дом дураков» предстал не только банальным лечебным учреждением, но и метафорой нынешнего общества, впрочем не менее банальной. В «Практике» немой бородач Алеша (сыгранный самим режиссером) влюбляется в миленькую, но совершенно целлулоидную практикантку медвуза. Ничем хорошим такой роман, ясное дело, не кончается, зато дает возможность «здоровым» практикантам неполиткорректно называть пациентов «психами», зрителям -- задаваться вопросом о том, кто же на самом деле в нашем бушующем мире ущербен, а критикам -- загибать пальцы, пытаясь посчитать фильмы последнего времени, в которых разыгрывалась эта нехитрая карта. «Симфония молчания» поприхотливее: американский бизнесмен армянского происхождения, разбогатев, возвращается на родину и покупает на аукционе психиатрическую клинику, в стенах которой сам некогда симулировал сумасшествие, скрываясь от расстрельной статьи. Смотреть это кино, где среди прочих на экране несколько неожиданно и не сказать чтобы оправданно появляется даже Барбара Брыльска, довольно интересно, но в конце концов и его нехитрая конструкция обрушивается под спудом излишне возвышенных метафор и аллегорий. Неизлечимо больной главный герой умирает в новогоднюю ночь под елкой, вокруг которой кружатся в хороводе пациенты клиники. Еще хорошо, что режиссер догадался обойтись без сцены рождения ребенка, зачатого под сводами больницы душевнобольным художником и его натурщицей-стриптизершей. Но даже это фильм не спасает -- он пролетает решительно мимо кукушкиного гнезда.
Большинство критиков особенно выделили казахскую картину «Не плачь!» -- этнографически выдержанную, душещипательную, но при этом совершено не пошлую ленту Амира Каракулова о потерявшей голос оперной певице, вернувшейся из Китая в родной аул и скрасившей последние дни неизлечимо больной местной девочки. Но наибольшие овации вызвал фильм Ларисы Садиловой «С любовью. Лиля», признанный безусловным победителем задолго до того, как жюри огласило свое решение. Это мелодраматическая история о доброй и некрасивой Лиле, что работает на птицефабрике и очень хочет личного счастья. Лиля ухаживает за престарелым дедом, не пропускает ни одного командированного и отчаянно пытается уверить подруг, что на самом деле у нее все хорошо. По сравнению с большинством фестивальной продукции фильм вызвал неподдельный ажиотаж -- зал то и дело взрывался хохотом и аплодисментами. Но, честно говоря, называть кино выдающимся только потому, что он взывает к добрым чувствам, точным -- потому что в нем пьют водку и время от времени всплескивают руками с восклицаниями вроде «Ой, бабоньки!», и современным -- потому что в нем показан вещевой рынок, язык не поворачивается. Искусства и правды жизни в нем не больше, чем в проблемно-лирических очерках, которые лет пятнадцать назад любил печатать журнал «Крестьянка». И место ему -- в памятный час «Икс» первой программы тогда еще Центрального телевидения, в 21.35. По окончании информационной программы «Время».
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ, Анапа