|
|
N°169, 16 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
У тещи на именинах
Петр Семак дебютировал на московской сцене
Муж снова уехал в командировку. Это не анекдот, а начало пьесы Альдо де Бенедетти «От четверга до четверга». Сей итальянец пишет милые пустяки, обеспечивающие актерам далеко не пустяшный прокорм, и одна из таких комедий -- «Сублимация любви» -- давно занимает почетное место в репертуаре «Табакерки». Почетнее некуда: в главных ролях сам худрук и прима театра Марина Зудина. Но в новом «бенедетти» Табаков не играет, он вместе со своим учеником Александром Назаровым значится постановщиком. На роль командировочного ревнивца приглашен Петр Семак.
Человеку нетеатральному фамилия Семак мало что скажет. Ну Семак, и Семак. Однофамилец-футболист из ЦСКА куда более известен широким народным массам, чем петербургский актер. В сериалах замечен не был, в кино не привлекался, родственников в Москве не имеет. Все его «родственники» -- в Малом драматическом театре у Льва Додина, в самой сильной труппе России, а сам Семак -- актер поразительный, трепетный, умелый -- сыграл в свои 42 года роли, способные вызвать приступ профессиональной зависти у любого коллеги. Хватило бы одного Мишки Пряслина в легендарных «Братьях и сестрах», но после этого были еще и Ставрогин в «Бесах», и Дорн в «Чайке», и Райс в «Молли Суинни».
Хотя почему были? Все эти роли Семак продолжит играть, но для этого ему теперь придется по нескольку раз в месяц совершать путешествие из Москвы в Петербург. С нового сезона Семак, соблазненный посулами Олега Табакова, -- артист Художественного театра, а роль мужа, вернувшегося из командировки, -- его дебют на московской сцене. Как и положено персонажу классического анекдота, его герой ревнует жену (Дарья Калмыкова), ругается с тещей (Ольга Блок-Миримская) и шпионит за неверной супругой с помощью детективного агентства «Смотрю и вижу». Анекдот не то чтобы очень смешной, но вежливый благожелательный смех в зале звучит. Оно и понятно: скажи «теща» -- уже смешно.
Ольга Блок-Миримская в финале срывает самые горячие аплодисменты. Для народной любви нужно не так уж много -- выходя на сцену, вальяжно поколыхать «конфигурациями», реплики подавать смачно, сопровождая итальянские шутки эффектными жестами в сторону и вверх. Короче, люби себя, и люди к тебе потянутся.
В фильме Альмодовара «Все о моей матери» есть чудесный вставной фрагмент с монологом жизнелюбивого трансвестита по кличке Наша Радость. К началу представления не явилась актриса, нужно возвращать зрителям деньги. Наша Радость спасает положение -- рассказывает о своей жизни. О любви к своему телу, которое стоило недешево (одни силиконовые сиськи -- 70 тысяч песет!), и о том, что она всегда дарила радость людям. Успех потрясающий -- никто и не вздумал требовать деньги назад. Блок-Миримская в роли жизнелюбивой тещи была как две капли воды похожа на Нашу Радость. Этакая персонификация театральности -- со всеми ее до боли знакомыми достоинствами и недостатками. Если бы в минувшее воскресенье, когда в «Табакерке» из-за неявки артиста отменилась генеральная репетиция «От четверга до четверга», она вышла на сцену, ни одна собака не побежала бы в кассу качать права.
Блок-Миримская -- идеальная актриса для жанра «бенедетти». Семак рядом с такой «тещей» смотрелся хлипковато. Но ничего, пусть работает над собой и ролью. Сыграет в паре-тройке таких комедий -- научится. Не боги горшки обжигают.Петр Семак: Огород городить стоило
-- Что послужило причиной вашего перехода во МХАТ?
-- Творческий поиск. Хочу попробовать себя с другими партнерами, другими режиссерами.
-- Как вам удалось нарушить строгий режим МДТ и сохранить с театром хорошие отношения?
-- Конечно, мой шаг не понравился коллегам в МДТ. Но мы в конце концов живем в свободной стране, и каждый волен поступать так, как он считает нужным. Никакого давления я не испытываю. Все остается в рамках приличий.
-- В спектакле «Аркадия» вы сотрудничали с БДТ Товстоногова и приглашенным режиссером Эльмо Нюганеном. Какие у вас остались впечатления?
-- Самые светлые. Эльмо -- мой лучший друг. Он увидел меня в «Бесах» и решил поработать со мной во что бы то ни стало. Огромная благодарность ему и Кириллу Юрьевичу Лаврову за то, что они с пониманием относились ко мне: я выпадал иногда из репетиционного графика из-за гастролей МДТ. Конечно, самые теплые воспоминания остались от работы с Алисой Бруновной Фрейндлих, Андреем Толубеевым и всеми остальными.
-- В каких спектаклях вы будете заняты в Москве?
-- В «Табакерке» я приступил к репетициям Хлудова в булгаковском «Беге». Елена Невежина, как мне кажется, отличный режиссер. Седьмого октября первый раз сыграю австрийского императора в мхатовском «Амадее». Потом -- Дорн в «Чайке» и роль в «Горячем сердце» Евгения Каменьковича.
-- Однако дебютировали вы в Москве в комедии Альдо де Бенедетти. Стоило ли из-за этого огород городить?
-- Стоило. Я никогда не играл в таких комедиях, и мне хотелось попробовать.
-- Может быть, дело в деньгах?
-- Не буду отвечать. Скажу только, что за квартиру в Москве я плачу сам, дорогу в Питер и обратно оплачиваю из своего кармана.
-- После одного из самых тяжелых спектаклей Малого драматического актер Сергей Бехтерев съедает вареную курицу целиком. А вы как расслабляетесь?
-- Могу с друзьями посидеть. Чаще сразу иду домой и ложусь спать. А бывает, так устаю, что остаюсь в театре и сплю в гримерке.
-- Есть ли роли, которые вы не будете играть ни при каких обстоятельствах?
-- Нет. Главное -- чтобы меня зацепило. Я еще многого не сыграл, и мне многое интересно.Беседовала Екатерина ВАСЕНИНА
Глеб СИТКОВСКИЙ