Новый «архитектурно-политический» проект Юрия Лужкова предсказуем до тошноты. Кому как не «крепкому хозяйственнику», умеющему оставаться на плаву при любых изгибах политической конъюнктуры, надлежало возвысить свой голос в защиту «железного Феликса», тут же сообщив, что сие не означает «возврата в прошлое»? Кому как не покровителю монументальных монстров и «зодческого» беспредела, обезобразивших наш и без того злосчастный город, высказывать авторитетные суждения о «безупречности» скульптуры Вучетича «с градостроительной точки зрения»? Кому как не борцу за разделение памятников «федерального» и «муниципального» значения, решать и дальше, как должна выглядеть его (а не чья-нибудь) вотчина? Кому как не автору смелой юридическо-искусствоведческой новации, согласно которой «подаренные» городу памятники нуждаются не в оценке экспертов, а в одобрении мэра (привет шемякинским уродам-«порокам»!), предлагать обсудить «идею» на ближайшем заседании карманного общественного градостроительного совета?
Отладив отношения с культурным истеблишментом (каковой отнюдь не сводится к одиозным Глазунову-Шилову-Церетели), войдя в роль первого мецената всея Руси (что при столичных ресурсах легче легкого), Лужков уверен, что ему можно все. «Серьезные люди» так или иначе мэром привечены, а вздохи-взбрехи всякой шантрапы внимания не стоят. Даже если затея провалится, кто посмеет укорить «твердого центриста» и радетеля за «историю»? Не коммунистом же называть политика, санкционирующего
возведение памятника Александру II? И вообще у нас в повестке дня «согласие» и «терпимость». Вот президенту, коли он лужковский прожект одобрит, тут же припомнят «чекистское происхождение». Если же Путин идею Лужкова «не заметит» (или публично не одобрит), то, разумеется, воспоследуют не только вопли записных борцов с «преступным режимом», но и раздражение силовиков.
В отсутствие реальной связи гражданского общества и государства провокационные «игры» безопасны и зачастую успешны. Свидетельством тому -- михалковский гимн, лоббисты коего боролись не только за советизацию имиджа России, но и за «развод» президента и той части интеллигенции, для которой в равной мере значимы Россия и свобода. В чем в какой-то мере и преуспели. При звуках михалковского гимна и под сенью «железного Феликса» человеку элементарно совестливому и хоть немного знакомому с историей мудрено остаться государственником и патриотом. Это и требуется политикам лужковско-михалковского стиля. Им до зарезу нужно, чтобы люди, приверженные принципу
мы живем в своей стране, заговорили о стране
этой -- безнадежной, проклятой, чужой.
Не путайтесь под ногами, отвалите, хоть за кордон, хоть во внутреннюю эмиграцию! Без вас разберемся -- этот мотив лужковской инициативы не менее (думаю -- более) важен, чем заигрывание с большевистским электоратом и «проверка президента».
Охотников последовать совету мэра у нас хватает. Путь от вдохновенного плюрализма (
Только без охоты на ведьм!) через эстетизацию советчины в «Старых песнях о главном» (для масс) и сорокинских забавах (для элиты) ведет либо к осанне не грядущему, а уже «пригрядшему» Хаму («Нацбест» Проханова), либо к капитулянтскому «отворачиванию лица». Тем, кто шел по другой дороге, придется особенно трудно. Лужков предупредил.