Скандальная идея о возвращении «железного Феликса» на Лубянку совпала с еще одним «возрождением». Взорванный в 1918 году большевиками памятник Александру II работы Опекушина будет восстановлен возле Кремлевской стены -- так решил в конце прошлой недели общественный градостроительный совет Москвы под руководством Юрия Лужкова.
Бронзовый император займет место у Кутафьей башни Кремля на площадке между Манежем и кассами Государственного Кремлевского дворца уже в июле 2003 года. На месте расположенной у Манежа автостоянки разобьют газон, на нем на трехметровом постаменте (обещается оригинальное современное оформление цоколя) и воцарится шестиметровый Александр в парадной мантии. А имперские вкусы столичных властей будут вполне удовлетворены двумя львами впереди монумента и колоннадой на заднем плане. Будет, конечно, и фонтан. «Для художника всегда интересна возможность интерпретировать, попытаться посмотреть глазами царя на то, что случилось в России ХХ века, передать весь набор ассоциаций, которые приходят в голову любому человеку при размышлении об этом времени», -- прокомментировал корреспонденту газеты «Время новостей» скульптор Александр Рукавишников, которому столичные власти поручили выполнение проекта.
Напомним, что первоначально с идеей установки памятника Александру II выступили депутаты СПС во главе с Борисом Немцовым и пообещали даже собрать миллион долларов на его установку. Но художественную инициативу передали в руки мосправительства. Как пояснили в приемной Бориса Немцова, правым силам не важно, кто и как будет строить памятник, важно, чтобы он стоял.
Несколько запутанная история возникла только с выбором творца. Для демократичности Юрий Лужков объявил в июле конкурс. Но пригласил поучаствовать в нем только «топовых» художников: Эрнста Неизвестного, Михаила Шемякина, Вячеслава Клыкова, Зураба Церетели и Александра Рукавишникова. И до последнего дня мучительный процесс выбора преподносился именно как соревнование среди великих. Хотя Шемякин и Неизвестный с самого начала отказались участвовать в проекте без каких-либо комментариев. Фаворит столичной монументальной пропаганды 90-х годов Зураб Церетели сообщил, что сильно занят заграничными заказами. До последнего дня ходили слухи, что и Вячеслав Клыков, автор конного Жукова перед Историческим музеем, не поддержит инициативу Юрия Лужкова. В пятницу вечером в мэрии сообщили, что победил Александр Рукавишников, поскольку его предложение было предпочтительнее с точки зрения замысла и художественного воплощения. Хотя в художественных кругах ходят разговоры, что конкурса не было, а выбор с самого начала был предрешен. Кстати, все члены комиссии проголосовали единогласно.
Как прокомментировал корреспонденту газеты «Время новостей» свое «избрание» сам скульптор, московское правительство пожелало установить не просто копию со старой скульптуры Александра II, а соорудить целый комплекс, оформить площадь. А это как раз сфера деятельности Александра Иулиановича. «Мне очень интересно создавать в городе такие скульптуры, которые организуют и поддерживают пространственную, архитектурную и пластическую среду, -- говорит Александр Рукавишников. -- И кроме того, придумать нетривиальное и сложное в техническом и художественном смысле решение».
Рукавишников знаком москвичам, в частности, по памятнику Юрию Никулину у старого цирка. А также ассоциируется со своим отцом Иулианом Рукавишниковым, рекордсменом по количеству статуй Ленина, поставленных по всему СССР и даже зарубежью.