|
|
N°168, 13 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не расстраивайтесь, не заметив шедевра
Художественные галереи открыли сезон
Галерея «Риджина» открыла сезон выставкой модного нонспектакулярного искусства «100% зрение». Эффектное сочетание респектабельности и эпатажа -- фирменный стиль галереи -- прискучили ее директору Владимиру Овчаренко. В стремлении вновь занять место законодателя московской художественной моды он привлек для организации новой выставки скандально известного художника и куратора Анатолия Осмоловского (самое известное его произведение -- слово из трех букв, выложенное телами соратников на Красной площади) и его последнее увлечение -- искусство с маловразумительным названием и еще более неясным содержанием.
«Нонспектакулярное» (искусство) переводят на доступный непосвященным простой русский язык как «незрелищное». То есть лишенное последнего недостатка буржуазного искусства -- раздражающей привлекательности и возможной коммерческой ценности. В соответствии с концепцией большинство из представленных на выставке произведений практически незаметны. Зрителю предложена своеобразная «игра в прятки». Тросточка, терпеливо ожидающая своего старичка в дальнем углу галереи, (Стивен Шенбрук «Спящая нога») или малозаметная полоска с невнятным текстом (Александр Соколов «Океан притч...») по незрелищности сильно уступают произведению Олега Мавромати «Я верю в знак», которое найти просто невозможно. Впрочем, любой процесс можно использовать. Лиза Морозова («Высокое и Низкое») благородно дополнила указателями скудную информационную базу подъезда, где расположена галерея. Теперь не только завсегдатаи, но и простые смертные могут смело нажимать на кнопку лифта, не рискуя вместо эпатирующей «Риджины» оказаться в изысканной «Айдан». Впрочем, подобное происходит сейчас во многих помещениях, в основном силами белорусских и украинских рабочих, лишенных не то что художественной идентификации, но даже и простой регистрации.
Впечатление от «нонспектакулярного искусства» в «Риджине» испортили художники более чем зрелищные. Визуальные образы Олега Кулика («Колибри»), нравятся они или нет, не заметить трудно. А любимый художник галереи Сергей Братков других размеров, кроме «большой» и «очень большой», для своих ярких фотографий не признает. Модный Антон Литвин убил модным сюжетом «Профессионал». Красная лампочка, точкой снайперского прицела светящаяся на лбу девочки, комментариев не требует. Возможно, эти произведения нарочно включены в выставку, чтобы, жертвуя собой, отвлекать внимание от произведений остальных художников, и так не очень-то заметных.
Занимательная теория, как и интересная история, конечно, привлекает. Но результат чаще вызывает разочарование. Вчера открылась выставка знаменитых русско-американских художников, создателей соцарта Виталия Комара и Александра Меламида в галерее Гельмана. Все их последние проекты придуманы были здорово. Чего стоил хотя бы «Выбор народа» с изучением общественного мнения и последующим изготовлением шедевров в точном соответствии с народным запросом (размер, сюжет, цвет...). Результаты остроумного эксперимента были скучны невероятно. Вот и нынче занятная сама по себе история московского лекаря Дмитрия Тверитинова, арестованного в петровские времена за изготовление первого в мире концептуального произведения -- иконы с текстом «Не сотвори себе кумира» вместо изображения, в изложении художников никаких эмоций не вызывает. Подмена иконоборческого пафоса более удобным концептуальным содержанием и диссидентские ассоциации не спасают.
Наоборот, скромный сюжет выставки «Байки PRO» известного графического дизайнера Ирины Тархановой в клубе «МуХа» открывает просто-таки новые миры. Главные герои выставки -- голландские велосипеды, их сложная, зависимая от внутренних движений и симпатий хозяев личная и общественная жизнь. Дикая и нежная природа этих странных существ, о которых так мало думают и заботятся люди, прямо-таки за душу берет. Фотографии Тархановой -- мастерские, изобретательные и невероятно для российского автора культурные. Издания Московского Дома фотографии, над которыми Тарханова работала из года в год, просматривая тысячи лучших снимков всех времен и народов, в полной мере заменили ей не существующее в России нормальное фотографическое образование. Велосипеды, попав в добрые руки, хороши как фотомодель, изящны как животные и непосредственны как дети. Странный фоторепортаж привлекает не оригинальностью темы, а тонким юмором и изяществом исполнения.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ