Время новостей
     N°168, 13 сентября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.09.2002
Декларация о намерениях
Без «интеллектуального обеспечения» денег на разоружение России не дадут
Сегодня завершается трехдневный визит в российскую столицу старшего замгоссекретаря США Джона Болтона. Главной темой его московских встреч стала подготовка запланированного на 20 сентября в Вашингтоне первого заседания российско-американской консультативной группы по стратегической безопасности на уровне министров обороны и иностранных дел. Болтон стремился убедить своих собеседников в правильности подходов властей США к ситуации вокруг Ирака и к проблеме экспорта в Иран российских высоких технологий и оружия. При этом на второй план отошел наболевший для Москвы вопрос возобновления финансирования Штатами химического разоружения России, хотя в программе визита изначально значилась встреча с Сергеем Кириенко, возглавляющим соответствующую госкомиссию.

За минувшее десятилетие на российское разоружение США дали около 6 млрд долл., Европа -- 500 млн, Япония обещала, да так и не перечислила 200 млн. Этим летом во время встречи в Кананаскисе лидеры «большой восьмерки» приняли грандиозную программу «10+10 на 10» -- в течение грядущего десятилетия США и прочие члены «восьмерки» вместе взятые внесут на разоруженческие программы на постсоветском пространстве по 10 млрд долл. «Шерпа» российского президента в Кананаскисе академик Нодар Симония объяснил сию щедрость тем, что «от ликвидации этого тяжелого наследия холодной войны зависит жизнь всего человечества».

Однако сотрудничество в этой области проходит не безоблачно. Помощь Штатов на ликвидацию химоружия в размере 600 млн, являющаяся одной из подпрограмм грандиозного проекта, оказалась под угрозой. До сих пор в конгрессе США нет согласия об условиях продолжения финансирования в этой области. Завотделом Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Пикаев сообщил газете «Время новостей»: «Дебаты в конгрессе свидетельствуют, что большая часть американского политического спектра и через десять лет после начала предоставления России помощи на разоружение не убеждена в ее целесообразности». Г-н Пикаев считает: «Решения о многомиллиардной помощи России, принятые «восьмеркой», при всей их важности пока лишь декларация о намерениях. Наполнение этой декларации реальными делами потребует очень напряженных усилий со стороны российской дипломатии».

Процесс тормозится из-за требований США о проведении дополнительных, сверх обязательств, данных Москвой в рамках Конвенции о запрещении химического оружия, инспекций на российских химпредприятиях. Запад также опасается, что Россия направит высвободившиеся благодаря иностранному спонсорству деньги на модернизацию вооруженных сил и ведение чеченской кампании. Есть проблемы и в распределении подрядов в Америке и в России, из-за которых не вся помощь идет по назначению. Обсуждение острых проблем продолжится в сентябре на министерской встрече «восьмерки» в ходе Генассамблеи ООН.

За решение этих вопросов взялись эксперты мировых мозговых центров. От России участвуют представители ИМЭМО РАН, ПИР-Центра и федеральных ведомств. Финансирует их изыскания фонд Нанна--Тернера «Инициатива по сокращению ядерной угрозы», возглавляемый экс-сенатором Сэмом Нанном, стоявшим у истоков американской разоруженческой помощи в рамках программы Нанна--Лугара. Начальник аналитического управления Совета Федерации Лариса Вдовиченко связывает успех намеченных программ прежде всего с «мощью интеллектуального обеспечения использования выделяемых средств».

Катерина ЛАБЕЦКАЯ