|
|
N°168, 13 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Независимые производители должны делить риски с «Газпромом»
Глава «Газпрома» Алексей Миллер недавно заявил, что вопросы о доступе к трубе независимых производителей необходимо увязать с их участием в той или иной форме в инвестпрограмме до 2006 года, которую сейчас разрабатывает концерн. По его словам, до ноября, когда будет рассматриваться проект бюджета компании, будет проведена серия встреч с независимыми производителями на эту тему. Это объясняется желанием «Газпрома» уже со следующего года получить реальную финансовую помощь в деле реконструкции газопроводов от заинтересованных компаний и учесть это в инвестиционной программе. ВНИИГАЗу, головному отраслевому институту, который разрабатывает технологическую политику «Газпрома», было поручено вместе с представителями независимых производителей и государства разработать параметры совместного инвестирования в газотранспортную систему. Генеральный директор ВНИИГАЗа Рудольф ТЕР-САРКИСОВ рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Алексею ГРИВАЧУ о перспективах доступа независимых производителей газа к газпромовской трубе.
-- «Газпром», который ранее старался обойти проблему доступа независимых производителей к трубе, неожиданно для многих сам стал форсировать решение этого вопроса. С чем связана радикальная смена подхода к проблеме?
-- Газотранспортная система (ГТС) «Газпрома» располагает огромной сетью магистральных газопроводов общей протяженностью без малого 155 тыс. км. Без стабильной работы этой махины довести газ до потребителей нереально. Этой системе уже ни много ни мало 44 года. А официально установленный срок службы -- 33 года. Поэтому вопрос о финансировании ремонта трубопроводов не праздный, он лежит в плоскости экологической и экономической безопасности страны. На наш взгляд, неправильно взваливать все обязанности по поддержанию газотранспортной системы, в том числе и риски по безопасности, на «Газпром». Особенно когда независимые производители активно борются, в том числе и через СМИ, за свободный доступ к трубе. Логично было бы делить эти расходы между концерном и потенциальными пользователями ГТС. Но до этого нужно выверить соответствие технически возможной пропускной способности системы запросам поставщиков газа. Решение этой задачи Алексей Борисович Миллер возложил на наш институт. На днях член правления «Газпрома» Богдан Будзуляк провел совещание с участием замминистра энергетики Геннадия Устюжанина, начальника газового департамента Минэнерго Валерия Матюшечкина, президента Союза независимых производителей газа Виктора Баранова и меня. Мы по сути впервые предметно поговорили о конкретных шагах, которые мы должны сделать, чтобы иметь техническую возможность транспортировать газ, который добывается не «Газпромом».
-- Насколько существующая газотранспортная система готова к этому?
-- Сейчас мы говорим о доступе в трубопроводы, которые стартуют из Надым-Пуртазовского района, где на трех основных месторождениях (Ямбург, Уренгой, Медвежье) и их сателлитах «Газпром» добывает 90% своего газа и транспортирует по 22 ниткам. В 2001 году, к примеру, объем добычи составил 474 млрд кубометров. Технически газопроводный коридор в этом районе способен пропустить максимум 530 млрд кубов газа. Однако чтобы достичь этой отметки, необходимо в полном объеме финансировать ремонтные работы. Между тем в 1996--2001 годах они были обеспечены лишь на 29% из-за нехватки средств. В результате сейчас мы можем пропустить лишь 502 млрд кубометров в год. То есть на долю независимых приходится не более 30 млрд кубометров. Эту квоту они полностью выбирают сейчас, причем 4 млрд -- это попутный газ, который прокачивают нефтяные компании. Но уже к 2005 году, если не вкладывать должные средства в ремонт, не останется и этого свободного объема. К этому времени за счет наращивания добычи на Заполярном месторождении «Газпром» намерен получить и транспортировать оттуда 496 млрд кубометров. В этом случае газ независимых производителей, естественно, в трубу не попадет. Мы четко описали ситуацию на совещании и, на мой взгляд, были услышаны. По крайней мере Виктор Баранов четко дал понять, что те, кого он представляет, осознают необходимость совместных инвестиций в транспортную инфраструктуру.
-- В этой связи возникает вопрос, насколько адекватно возглавляемый им союз отражает позицию всех независимых производителей?
-- Такой вопрос был ему задан. По его словам, нефтяные компании в эту организацию не входят, но сейчас с ними ведутся переговоры.
-- Алексей Миллер недавно заявил, что прогнозы добычи газа независимыми производителями, которые находятся в Минэнерго, необходимо существенно уточнить...
-- Это одна из главных наших задач. Мы должны знать абсолютно точно, сколько газа они намерены добывать ежегодно до 2020-го. На днях должна состояться встреча с представителями предприятий, на которой они представят четкие данные. Это важно потому, что нельзя допустить пики и спады добычи. Технологически принципиально, чтобы добыча осуществлялась равномерно.
-- Вы уже представляете, о каких объемах идет речь?
-- В прошлом году независимые газовые предприятия (в том числе и те, в которых есть доля «Газпрома») добыли 26,4 млрд кубометров газа. Еще около 4 млрд кубов попутного газа в трубу закачали нефтяники. В 2005 году общая цифра должна составить 38 млрд, в 2010-м -- 84,7 млрд, в 2020-м -- 104 млрд. Однако в этих данных не учтены планы нефтяных компаний по добыче обычного газа. На совещании у г-на Будзуляка называлась цифра 170 млрд кубометров год, которые независимые производители якобы собираются добывать к этому времени. Однако о всех ли нефтяных компаниях шла речь и о каких регионах добычи, я сказать не могу.
Очевидно, что таких объемов даже при 100-процентном финансировании программы мы не осилим. Поэтому очень жестко стоит вопрос не только о реконструкции действующей ГТС, но и о строительстве новых веток. Между тем стимул вкладывать в нормальное поддержание существующих труб у независимых производителей есть и сейчас. Дело в том, что уже к 2015 году на наших месторождениях Надым-Пуртазовского района добыча упадет настолько, что высвободятся мощности для прокачки дополнительных 70 млрд кубов («Газпром» к этому времени будет добывать в этом районе 425 млрд кубометров газа), которые в случае хорошего состояния системы спокойно смогут занять независимые производители. Те, которые начнут вкладывать в нее деньги уже сейчас.
-- Во сколько вы оцениваете объем инвестиций, необходимый для максимально эффективной работы ГТС?
-- Согласно программе за пять лет мы должны вложить 237 млрд рублей, или примерно 6,7 млрд долларов. Эти деньги пойдут на реконструкцию 5 тыс. км трубы, более 800 газораспределительных станций, 806 газоперекачивающих агрегатов и внедрение более 10 тыс. АСУ различного уровня. Ежегодно мы должны направлять на эти цели около 1,5 млрд долларов. По нашим расчетам, финансирование программы в полном объеме позволит перекачивать с месторождений Западной Сибири 533 млрд кубометров газа ежегодно. А если сохранятся инвестиции в размере 30% от установленного, то не более 502 млрд.
-- В каком объеме, на ваш взгляд, в финансировании инвестпрограммы должны участвовать независимые производители?
-- Пока это не обсуждалось. Сначала нужно решить технологические вопросы.
Беседовал Алексей ГРИВАЧ