|
|
N°168, 13 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Каждому свой враг
Буш недоволен Ираком, а Путин Грузией
Центральным событием вчерашнего заседания Генеральной Ассамблеи ООН стали выступления Генсека Кофи Аннана и президента США Джорджа Буша. Аннан открывал сессию, Буш выступал 15 минутами позже. Оба они серьезно подготовились к этому дню. Аннан признавался помощникам, что это важнейшее выступление в его карьере, -- выдержки из его речи были распространены вечером предыдущего дня, чтобы их не затенило утреннее красноречие американского лидера. Речь Буша держалась в строгом секрете. Для работы над ней была вызвана отставной, но любимый спичрайтер президента Кэрен Хьюджес -- весной она покинула Белый Дом «чтобы заняться семейным домом в Техасе». Президент самолично не раз переделывал черновик и не раз обещал миру, что убедительно докажет человечеству необходимость срочных действий против Ирака.
И вот гром грянул -- на трибуне ООН Буш говорил об Ираке, и только о нем. Он гневно обличил Саддама за нарушения прав человека, за обман международных инспекторов и за его попытки обзавестись ядерным оружием. «На десятилетние требования ООН Ирак отвечает десятилетием открытого неповиновения, -- сказал Буш и добавил: -- мы не можем стоять в стороне и ничего не делать, в то время как угроза нарастает».
Но ничего нового сказано так и не было. К облегчению многих, американский президент заговорил о необходимости выполнять все 16 резолюций СБ ООН по Ираку и об инспекциях. «Если иракский режим вновь нас проигнорирует, мир должен действовать решительно и обдуманно». Впрочем, Ирак также неоднократно повторял, что выполняться должны именно все резолюции, в том числе и касающиеся отмены санкций. Джордж Буш-младший припомнил, что в 1993 году Саддам Хусейн якобы готовил покушение на его отца, экс-президента Буша-старшего, и эмира Кувейта. Более убедительных доказательств причастности Ирака к терроризму американский президент не привел.
Чтобы не показаться слишком назойливым с разоблачениями зловещей сущности багдадской власти, Буш объявил мировому сообществу радостную весть: США возвращаются в ЮНЕСКО. В противовес американскому президенту Кофи Аннан не стал говорить об Ираке как об основной угрозе в мире, где «подлинное лидерство и эффективные действия насущно необходимы». Самым опасным он считает палестино-израильский конфликт, потом идут Ирак, Афганистан, Индия--Пакистан. Генсек ООН предостерег от односторонних действий против Багдада, отметив, что «если Ирак будет продолжать неповиновение, то Совбез должен выполнить свои обязанности».
Сегодня госсекретарь Пауэлл проводит консультации с постоянными членами Совбеза для выработки текста новой резолюции по Ираку. Ключевой вопрос -- срок допуска инспекторов, который и станет сроком последнего ультиматума Ираку. Вашингтон будет настаивать, что срок этот должен исчисляться неделями. «Справедливые требования мира и безопасности должны быть выполнены, или действие станет неизбежным. Режим, потерявший свою законность, потеряет и свою власть», -- сказал Буш. Сразу после заявления Буша нефть резко подешевела -- рынок воспринял слова президента как свидетельство того, что операция против Ирака начнется не так скоро и что США хотят сперва попробовать воспользоваться услугами ООН. Цена октябрьских фьючерсных контрактов на нефть на Нью-йоркской товарной бирже снизилась на 3,4% -- до 28,75 долл. за баррель, самого низкого уровня за последнюю неделю.
Вчера же Кофи Аннан и лидеры стран, постоянных членов Совбеза, получили грозные письма от Владимира Путина, соперничающие по тону с выступлением Буша. «Если руководство Грузии не предпримет конкретных действий по уничтожению террористов и с ее территории будут продолжаться бандитские вылазки, Россия в строгом соответствии с международным правом примет адекватные меры по противодействию террористической угрозе», -- говорится в послании президента России. А вот для сравнения слова Буша относительно Ирака: если Багдад хочет жить в мире, «он должен немедленно прекратить любую поддержку терроризма и принять меры по его пресечению».
Параллель в словах налицо, но будут ли похожими действия двух президентов? Теория «заговора» Буша и Путина, разменявших Саддама Хусейна на Эдуарда Шеварднадзе, стала горячей темой в российском политическом бомонде. Член комитета Госдумы по безопасности, экс-глава ФСБ Николай Ковалев отвергает возможность такого сговора, но вот Владимир Жириновский считает, что негласная договоренность все же есть. «Россия осудит действия силового характера против Ирака, но не примет никаких мер для противодействия им, в ответ Америка закроет глаза на возможную силовую акцию России в Грузии», -- предположил он. Виктор Илюхин считает, что «размен» мог быть делом рук недальновидных политиков из окружения российского президента.
Андрей ЗЛОБИН, Александр ТИМОФЕЕВ