|
|
N°168, 13 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Несвоевременный газопровод
Афганистан отложил сотрудничество с Туркменией
Президент Туркмении Сапармурат Ниязов впервые за последние недели обнаружил серьезные проблемы во взаимоотношениях со своими главными партнерами, вместе с которыми Ашхабад предполагает строить трансафганский газопровод из Туркмении в Пакистан. Как известно, в конце мая в Исламабаде было подписано соглашение между Туркменией, Афганистаном и Пакистаном о намерении реализовать этот проект, известный с начала 90-х годов.
Как узнала газета «Время новостей» из информированных афганских дипломатических источников в Центральной Азии, недавно Сапармурат Ниязов, озабоченный отсутствием каких-либо сдвигов в подготовке технико-экономического обоснования трансафганского проекта, поручил туркменскому вице-премьеру Ёллы Курбанмурадову, возглавляющему в Ашхабаде «трансафганскую» рабочую группу, срочно вылететь в Кабул для переговоров с афганскими и пакистанскими партнерами. На туркменский запрос, посланный в связи с этим в Кабул, правительство Карзая ответило, что такие переговоры сейчас несвоевременны, поскольку еще не согласованы некоторые вопросы, связанные с ними.
Однако г-н Курбанмурадов, чрезвычайно обеспокоенный таким ответом, начал оказывать давление на Кабул по дипломатическим каналам, требуя получить от него добро на визит в Афганистан. При этом он открытым текстом сообщил афганцам, что в противном случае президент Ниязов в гневе сотрет его в порошок. К этому моменту туркменский вице-премьер уже назначил на 16 сентября дату своего визита в Кабул во главе делегации из шести человек. Имена трех гостей несколько смутили афганскую сторону, поскольку все они почему-то носят турецкую фамилию Чалык (Ахмет Чалык -- турецкий предприниматель, которому Туркменбаши предоставил в своей стране неограниченные возможности для бизнеса).
Тем не менее афганское правительство устояло перед этими мольбами и ответило Ашхабаду официальной нотой, в которой сообщалось, что в указанные сроки встреча в Кабуле невозможна. Кроме того, в той же ноте туркменскому президенту ясно дали понять, что в Кабуле ждут выполнения его многочисленных обещаний помочь Афганистану в области образования, здравоохранения и поставок электроэнергии, которые до сих пор остаются только на бумаге. Однако Ёллы Курбанмурадов, опасаясь за свою судьбу, счел за благо скрыть афганскую ноту от своего патрона.
Так же трудно сказать, доложили ли Ниязову, какой афронт встретила туркменская «помощь» Афганистану со стороны губернатора провинции Герат, легендарного афганского моджахеда Исмаил Хана. Недавно он распорядился отослать назад в Туркмению автоколонну с поставленными оттуда нефтепродуктами, обнаружив их чрезвычайно низкое качество. Более того, он запретил впредь ввозить в Герат туркменские нефтепродукты. Самого же Ниязова Исмаил Хан публично назвал «обманщиком и вероотступником, уже длительное время вводящим в заблуждение афганский народ относительно своих благих намерений помочь их стране».
Что касается официального Исламабада, то, как указывают источники нашей газеты, там тоже не считают подходящими сроки предполагаемой Ашхабадом трехсторонней встречи в Кабуле, однако выразили согласие в ней участвовать, если она состоится. Пакистанцы обращают внимание, что нынешняя обстановка в Афганистане -- бои на востоке страны, в Герате, последняя волна терроризма -- отнюдь не способствует благоприятному исходу переговоров. Другими словами, в Исламабаде понимают афганцев, им сейчас не до трансафганского газопровода.
Навязчивостью Ашхабада раздражены и в финансовых кругах, как раз тех, от которых Туркменбаши ждет инвестиций в лелеемый им проект. В конце августа Ашхабад посетил с дежурным визитом исполнительный директор Азиатского банка развития Джулиан Пэйн, объезжавший страны региона. После его беседы с Ниязовым туркменский официоз сообщил, что целью приезда г-на Пэйна было обсуждение финансовых аспектов трансафганского газопровода. Чрезвычайно удивленный подобной интерпретацией своей встречи с Туркменбаши, директор АБР, встречаясь на следующий день с иностранным дипкорпусом, аккредитованным в Ашхабаде, выразил в связи с этим свое недоумение. Он заметил послам, что тема эта действительно была поднята, но исключительно по инициативе туркменского президента. В ответ Пэйн услышал предостережения некоторых западных дипломатов: дескать, необходимо остерегаться ниязовской пропаганды, которая, как правило, выдает желаемое за действительное. Предупреждали они господина Пэйна и о том, что недоговороспособность Ниязова стала уже притчей во языцех за пределами Туркмении.
Такой лихорадочный «трансафганский» пиар, разогреваемый Ашхабадом, не в последнюю очередь связан и с предстоящим визитом в Туркмению министра энергетики России Игоря Юсуфова. Ниязову нужен сильный аргумент в переговорах с Москвой по поставкам туркменского газа в Россию. Мол, смотрите, у нас ничего для вас не останется, будьте сговорчивее, иначе можете опоздать -- скоро весь газ будем продавать Пакистану.
Аркадий ДУБНОВ, Бишкек-Алма-Ата