|
|
N°168, 13 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гуцериев не сдается
Уфимский судья держит «Славнефть» на крючке
Судебные баталии вокруг «Славнефти», благодаря которым в мае-июне экс-президент компании Михаил Гуцериев называл себя действующим главой компании, еще не завершены. В Орджоникидзевском суде Уфы так и не рассмотрены жалобы на решение этого же суда, которое признавало незаконным прекращение полномочий Гуцериева и назначение президентом «Славнефти» Юрия Суханова. Хотя решение суда не вступило в силу (оно, как и все определения суда, обжаловано), по судебным бумагам выходит, что г-н Гуцериев является президентом «Славнефти». А его заместителем -- вице-президент «Роснефти» Анатолий Барановский. Адвокат г-на Барановского даже написал в суд, что просит не обязывать Барановского «исполнять свои должностные обязанности в ОАО «Нефтегазовая компания «Славнефть».
Война за «Славнефть» началась весной, когда стало окончательно понятно, что поздней осенью государство выставит на продажу 19,68% акций из своего пакета. Г-н Гуцериев начал к этому готовиться: назначил своими заместителями г-на Барановского и сотрудника Межпромбанка Александра Гнусарева, а различные департаменты пополнил другими выходцами из «Межпрома». В то же время, в апреле, Михаил Касьянов поручил Минимущества созвать внеочередное собрание акционеров «Славнефти» и обеспечить избрание ее руководителем Юрия Суханова, пришедшего в компанию два года назад из «Сибнефти». С тех пор и началась судебная война, основную роль в которой играл Орджоникидзевский суд Уфы. До сих пор он решал все вопросы исключительно в пользу г-на Гуцериева.
В конце апреля у «Славнефти» появился новый акционер -- Минияз Мингалиев. К тому времени совет директоров компании уже назначил внеочередное собрание акционеров по вопросу о смене президента на 13 мая и определил дату закрытия реестра акционеров -- 8 апреля. Г-н Мингалиев 29 апреля пожаловался в суд на то, что он не получил приглашения на внеочередное собрание акционеров, материалы к нему и бюллетени для голосования. И попросил суд признать незаконным проведение собрания. Судья Орджоникидзевского суда Уфы Людмила Щипкова в этот же день вынесла определение, фактически запретившее внеочередное собрание.
Собрание, однако, было проведено, так как юристы «Славнефти» успели обжаловать определение г-жи Щипковой (правда, жалоба до сих пор не рассмотрена), а также появились противоположные определения других судов. Тем не менее 14 мая (т.е. сразу же после собрания) Людмила Щипкова принимает новое заявление г-на Мингалиева и запрещает исполнять решения внеочередного собрания акционеров «Славнефти». Таинственный акционер немедленно оповестил об этом общественность, выкупив для публикации своего обращения к другим акционерам полосы в «Ведомостях» и «Коммерсанте».
Юристы «Славнефти» обжаловали и это определение (оно также до сих пор не рассмотрено), но г-ну Гуцериеву это обстоятельство не помешало прийти в офис компании и объявить себя президентом. Три дня он находился в здании на Пятницкой улице в Москве, при этом, как подсчитали в «Славнефти», компания понесла убытки в размере более 17 млн рублей. Однако перед уходом из офиса г-н Гуцериев заявил журналистам: «Межпромбанк никакого отношения к «Славнефти» не имеет. Уже».
Впрочем, юридические баталии на этом не закончились. Как рассказал газете «Время новостей» начальник юридического департамента «Славнефти» Олег Саенко, сначала из уфимского суда исчезло дело. Сотрудники компании несколько раз ездили в Уфу, чтобы ознакомиться с ним, но постоянно получали ответ: судья болеет. А дело она, судя по всему, унесла, так как после вскрытия кабинета его там не оказалось.
По причине многомесячной болезни г-жи Щипковой не рассматривались и жалобы, поданные юристами «Славнефти» на ее определения: процедура такова, говорит г-н Саенко, что судья должна приложить жалобу к делу и передать его в вышестоящую судебную инстанцию. А так как г-жа Щипкова не ходила на работу и унесла дело, естественно, эту работу никто сделать не мог.
Юрий Суханов в августе обратился в Генпрокуратуру с просьбой дать оценку действиям судьи. Несколько раньше руководство «Славнефти» обратилось с жалобами в квалификационную коллегию судей Башкирии, однако по непонятным причинам они все были возвращены почему-то за подписью и.о. зампредседателя Орджоникидзевского суда.
Удивительные события стали происходить в августе и сентябре. В «Славнефть» пришло письмо от г-жи Щипковой, в котором оказались несколько вынесенных ею определений. В них говорилось о том, что все юристы нефтяной компании, участвующие в процессе, не имеют на это полномочий, так как их доверенности «отозваны президентом «Славнефти» Гуцериевым М.С.» еще 30 апреля. Газета «Время новостей» располагает копией заявления г-на Гуцериева в Орджоникидзевский суд от 23 августа. Г-н Гуцериев называет себя президентом компании, но заявление написано не на бланке, а на чистом листе и без печати. К заявлению приложены три распоряжения президента об отмене доверенностей, все они напечатаны на бланках с разными логотипами нефтекомпании и скреплены печатями компании с разными рисунками. Как говорит Олег Саенко, в милицию уже поданы заявления о подделке документов и печатей.
Впрочем, судью такие документы не смутили, она приобщила их к делу и вынесла определения прямо в день получения заявления г-на Гуцериева, т.е. 23 августа. Обжаловать их можно было в течение 10 дней. Письмо же от г-жи Щипковой в «Славнефть» было отправлено только 30 августа и пришло адресату 4 сентября. 16 сентября судья намерена рассмотреть ходатайство «Славнефти» о продлении срока обжалования, так как компания по не зависящим от нее причинам вовремя не получила копии определений.
Развитие событий может быть следующим. Если г-жа Щипкова не продлит срок обжалования своих определений, то ее действия «Славнефть» может оспорить в Верховном суде Башкирии. Как только дело попадет туда, не сомневаются юристы «Славнефти», оно сразу же развалится. Если же срок обжалования будет продлен и нефтекомпания воспользуется этим правом, то г-жа Щипкова будет обязана передать жалобу вместе с делом в вышестоящую инстанцию, т.е. в тот же Верховный суд республики с тем же финалом. Если, конечно, г-жа Щипкова вновь не заболеет. Или не получит какого-нибудь нового заявления от 30 апреля об отзыве доверенностей у нынешних юристов «Славнефти» и не вынесет определения об отказе в принятии жалобы. Юристы «Славнефти» надеются, что это предположение из области фантастики, однако практика показывает, что ничего исключать нельзя. Особенно в преддверии приватизации части госпакета акций «Славнефти».
С Михаилом Гуцериевым газете «Время новостей» вчера связаться не удалось.
Николай ГОРЕЛОВ