|
|
N°167, 12 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кружок невидимок
Московские мусульмане недоумевают по поводу сообщения о ваххабитских обществах при мечетях
Начальник УФСБ по Москве и Московской области Виктор Захаров на днях рассказал, что его подчиненные предотвратили создание ваххабитских кружков при московских мечетях. Инициаторами их создания были проповедники из Карачаево-Черкесии и Чечни.
Заявление Захарова сразу вызвало бурную реакцию у российских мусульман. Первым отповедь Захарову дал Верховный муфтий азиатской части России Нафигулла Аширов. Затем «очередным издевательством» над мусульманами назвал сообщение главы УФСБ имам (настоятель) Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов. Кстати, удивила информация УФСБ и некоторых силовиков на Кавказе. Секретарь совбеза Карачаево-Черкесии Борис Батчаев сказал газете «Время новостей», что ничего не знает о каких-либо выходцах из его республики, организовывавших какие-либо кружки при мечетях Москвы.
Кружки, основанные выходцами с Кавказа, есть в Исторической мечети на Большой Татарской улице. Корреспондент газеты «Время новостей» беседовал с членом одного из них, кандидатом философских наук Саид-Усманом Яхиевым, выходцем из Чечни. В его кружке изучается одно из распространенных на Кавказе направлений суфизма (мистического ислама), «не стыкующегося» с ваххабизмом. О ваххабитских кружках при мечети, которую он регулярно посещает более пяти лет, Яхиеву неизвестно.
По мнению же заведующего отделом науки и связей с государственными службами Духовного управления мусульман европейской части России Фарида Асадуллина, «кружок при мечети» -- понятие достаточно размытое. Задача имама мечети -- быть предстоятелем во время молитвы, однако во внемолитвенное время верующие могут собираться в мечети и без его ведома. Асадуллин считает, что если у ФСБ есть информация о ваххабитских кружках, то ей хорошо было бы поделиться с Духовным управлением, которое он представляет, поскольку слово «ваххабизм» у нас часто употребляют невпопад, имея в виду все виды экстремистского ислама, а не конкретное религиозное течение. Асадуллин отметил, что многие международные исламские фонды, в том числе и такие, которые открыто работают на Западе, свернули в последние два года свою деятельность в России именно потому, что на них произвольно навешивался ярлык «ваххабитских», что вредит международному имиджу России.
Однако, по всей видимости, проблемы с определением значения слова «ваххабизм» и не позволили начальнику УФСБ дать более детальную информацию о том, кто именно и где пытался создать опасные кружки. Как объяснили газете «Время новостей» в УФСБ, те люди, которых имел в виду Захаров, поняли, что сказанное относится к ним и звучит для них как предупреждение, публичное же указание на них как на ваххабитов могло бы вызвать ненужные споры среди мусульман. Проблема в том, чтобы и те, кого Захаров «не имел в виду», точно так же поняли, что к ним «сказанное не относится».
Константин КАЗЕНИН