|
|
N°166, 11 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Марш-бросок к прокурору
Полсотни солдат и один майор подвели министра обороны
Очередную и, пожалуй, самую горькую за последние годы «пилюлю» получило вчера руководство Минобороны, пытающееся реформировать российскую армию. Как оказалось, в ночь на понедельник в Волгоградской области сразу 54 солдат-срочников «камышинского» полка 20-й мотострелковой дивизии Северо-кавказского военного округа (СКВО) дружно сбежали из части. Самостоятельно совершив 60-километровый пеший марш-бросок, бойцы пришли в областной центр и подали в Комитет солдатских матерей и прокуратуру жалобы на своих отцов-командиров, занимающихся, по утверждению солдат, постоянными издевательствами и рукоприкладством.
Проверив заявление, прокурор волгоградского гарнизона Владимир Чернов сразу возбудил против указанного жалобщиками офицера уголовное дело и доложил о ЧП по инстанциям, после чего «солдатская история» грохнула «наверху» оглушительным скандалом. Министр обороны Сергей Иванов распорядился направить в Волгоград специальную комиссию Генштаба, срочно туда же вылетел командующий СКВО Геннадий Трошев (имеющий уже, кстати, «свежий» выговор за то, что боевики в Чечне смогли недавно сбить вертолет Ми-26, в результате чего погибли 121 солдат и офицеров). Одновременно расследование инцидента взял под личный контроль и главный военный прокурор Александр Савенков. Впрочем, сразу же выяснилось, что история об офицерском «беспределе» не так уж и однозначна, как утверждали беглецы.
Развиваться скандал начал еще в ночь на понедельник, когда в волгоградский филиал Комитета солдатских матерей пришли 54 солдата «камышинского» полка и рассказали об издевательствах офицеров. Уже через час солдаты с помощью юристов Комитета написали подробное заявление, и пятеро собственно пострадавших от командирских кулаков бойцов отправились в прокуратуру гарнизона. Остальные 49 беглецов при этом пошли просто гулять по ночному Волгограду, где их позже и отловили. В прокуратуре жалобщики 3 часа подробно рассказывали о своей нелегкой доле. По их словам, в воскресенье около полудня на полигоне полка у поселка Прудбой начальник штаба артиллерийского дивизиона майор Ширяев взял и без всяких причин перед строем избил пятерых солдат, а после обеда обещал продолжить «воспитание». Так как «воспитывал» майор не молодых бойцов, а авторитетных «дедов», которые в субботу как раз отметили «сто дней до приказа», терпеть унижение они не захотели, и предложили «всем, кто не трус» не дожидаться возвращения «изверга» и прогуляться в прокуратуру. Таковых нашлось 49 человек.
Солдаты также рассказали прокурору, что пока они 10 часов шли пешком, их никто не пытался вернуть в часть. Когда же прокурор Чернов позвонил дежурному 20-й дивизии, чтобы доложить, что беглецы нашлись, там очень удивились. Командир полка, как выяснилось, был уверен, что солдаты вернутся, и не сообщил в дивизию о ЧП.
Прокуратура гарнизона возбудила против майора Ширяева дело о превышении полномочий с тяжкими последствиями, но за него сразу заступились в штабе СКВО. Руководитель пресс-службы округа Евгений Кривошеев заявил газете «Время новостей»: «Ведь с чего все началось? Утром в воскресенье пятеро солдат, выпив вина, сели на бронемашину и выехав с территории полигона, около получаса, пока их не задержали, катались по поселку Прудбой. Когда их привезли на полигон, «деды» стали подстрекать молодых солдат, что за их «самоволку» накажут всех». В штабе СКВО привели и еще одно оправдание для майора Ширяева. Раньше офицеры могли сами отправлять провинившихся солдат на гауптвахту, но после вступления в силу нового УПК это возможно только по решению суда, а в полевых условиях просто нереально. При этом в штабе СКВО высказали надежду, что прокуратура в ситуации разберется и возбудит дело и против зачинщиков побега.
По словам прокурора Владимира Чернова, все беглецы до завершения разбирательства отправлены в комендантский полк гарнизона. Но, скорее всего, солдат судить за дезертирство не будут -- факты издевательств над ними подтвердились.
Обвинения прокуратуры против майора Ширяева поддержала и Валентина Мельникова, известная активистка Комитета солдатских матерей России. По ее данным, солдат офицеры пытали, выбивая признание об угоне БРДМ. По мнению г-жи Мельниковой, в этом прошедшем Чечню полку процветает торговля оружием и боеприпасами.
Если даже предположить, что истина между словами солдат и командиров находится, как обычно, посередине, реальная картина положения в армии выглядит так: рядовые пьянствуют, командиры за этим уследить не могут, а потом наказывают «кулаком».
Игорь Бураков, Ростов-на-Дону, Александр Раскин, Николай Поросков