|
|
N°165, 10 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Провал или фора
Российские шахматисты сократили разрыв в счете
В воскресенье и в понедельник свыше тысячи зрителей заполнили банкетный зал Государственного Кремлевского дворца, где проводится матч «Нового века» (таково его название для истории) между сборными командами России и остального мира. Среди гостей видные политики, бизнесмены, представители мировой шахматной общественности. И мало кто из них ожидал, что после первых двух туров сборная мира поведет со счетом 11,5:8,5. Правда, третий тур позволил России несколько сократить разрыв в счете -- 16:14.
Все внимание, естественно, было приковано к партиям чемпионов. Первая интрига возникла сразу же в поединке Леко--Крамника -- своего рода разведка боем перед грядущим матчем на объединительном чемпионате мира в 2003 году. Сразу скажем, репетиция не состоялась, чемпион мира был настроен миролюбиво. Так же отнюдь не рвался выиграть чемпион мира ФИДЕ украинец Руслан Пономарев, отпустивший с миром «резервиста» Сергея Рублевского, который заменил в этот игровой день Алексея Дреева.
Совсем другая тональность была в партиях экс-чемпионов мира. Известно, что игра Василия Иванчука во многом зависит от его эмоционального настроя. Похоже, он жаждал борьбы. Понимал это и Гарри Каспаров, который пытался перехватить инициативу жертвой пешки. Тщетно. Иванчук в ударе, и тринадцатому чемпиону мира пришлось сдать партию. Неудачно играл и двенадцатый -- Анатолий Карпов, уступивший Смирину.
Лидер сборной мира Вишванатан Ананд с первой же партии продемонстрировал решимость стать «забойщиком» своей команды. В проблемном варианте зашиты Каро-Канн он черными показал новый метод контригры. И когда Александр Мотылев хватился и попытался, жертвуя качеством, атаковать короля, Ананд качество вернул и неудержимо ворвался в зияющие бреши противника.
Трудные испытания выпали и на долю чемпиона мира ФИДЕ 1999 года Александра Халифмана, которому пришлось белыми выдержать натиск 15-летнего Теймура Раджабова. Также вничью закончились и партии Морозевич--Гельфанд, Бареев--Широв, Шорт--Свидлер. От полного разгрома нашу сборную спас самый молодой участник -- Александр Грищук, обыгравший Юдит Полгар. Итог 1-го тура -- 6:4 в пользу сборной мира.
Такого поражения в первом же туре не ожидал никто. Разумеется, в нервотрепке «быстрых шахмат» за получасовой перерыв непросто мобилизовать команду. По-видимому, неспроста лидеры российской сборной предпочли не искушать судьбу. По осторожной игре на первых досках было видно, что Каспаров ничего не имел против официального претендента на мировое первенство Петера Леко, как и Крамник против Иванчука. Быстро провели свою «русскую» и Пономарев с Мотылевым. Но в остальных партиях чувствовалось, что сборной России не отыграться. Особенно после второй победы Ананда над Звягинцевым.
После того как Грищуку так и не удалось реализовать пространственный перевес с Шортом, а Смирин отразил инициативу Халифмана, судьба 2-го тура была решена в поединке между ветераном и юниором. Карпов в довольно мирной новоиндийской защите неосторожно увел фигуры на ферзевый фланг, позволив Раджабову атаковать своего короля. Теймур провел атаку со свойственной молодости энергией, и сборная России вновь проиграла 4,5:5,5. Впрочем, уже в следующем туре азербайджанский гроссмейстер уступил Петру Свидлеру, победа которого наряду с успехами в своих партиях Евгения Бареева (против Найджела Шорта) и Александра Морозевича (Владимир Акопян) позволила российской команде сделать отставание гораздо более приличным для матча такого уровня.Победа России не гарантирована
Среди гостей турнира выделяется старейший шахматист мира Андрэ ЛИЛИЕНТАЛЬ, которому довелось играть со всеми чемпионами мира (кроме первого -- Вильгельма Стейница). Сорок из своих девяноста с лишним лет венгерский гроссмейстер прожил в СССР. Своими впечатлениями о ходе турнира он поделился с корреспондентом газеты «Время новостей».
-- Мне довелось изучать игру многих советских гроссмейстеров. В те времена теория игры, теория дебютов и эндшпиля была не столь глубоко разработана, как сейчас. Шахматисты полагались больше на собственное понимание игры, и зачастую на интуицию и импровизацию. Многое шло от романтики.
Сейчас иной темп жизни, и трудно представить столь длительные по времени соревнования, как это было раньше. Большую подпитку дают и компьютерные технологии. При нынешнем уровне информации шахматистам меньше приходится ломать голову над дебютом, а в условиях жесткого контроля времени не до импровизации. Современная молодежь играет в более рациональные шахматы. Естественно, она впитала фундаментальные наработки советской шахматной школы, заложенные Михаилом Ботвинником.
В России сохранена и преемственность методов подготовки. Вот лишь один пример. Наиболее перспективного из россиян Александра Грищука тренирует Анатолий Быховский, через руки которого прошло не одно поколение молодежи. Сейчас в шахматах появляется много новых имен, и чувствуется, что шахматная река России по-прежнему не иссякает. Но я бы воздержался от сверхоптимистических прогнозов о победе российской сборной, ведь среди ее противников находятся их недавние соотечественники, прошедшие ту же школу.
Олег СТЕЦКО