|
|
N°165, 10 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Все дело в цене на билет
Американский потребитель оказался морально устойчив
Подробности сделки по продаже кабельных активов корпорации AOL Time Warner, увольнение недобросовестных менеджеров из банка Merrill Lynch, наконец, снижение прогноза роста американского ВВП на основе доклада Федеральной резервной системы о состоянии бюджета -- таковы были главные темы деловых газет 11 сентября 2001 года. Однако прочитать их успели лишь в Европе -- американцам утром 11-го было не до газет.
Одновременно с башнями ВТЦ на публику обрушился вал прогнозов о том, к каким катастрофическим последствиям приведет успешная террористическая атака на символ американской экономики. Но быстро выяснилось, что фундамент экономического могущества США -- не в символах. Правыми оказались те, кто удержался от паники. «Сегодня ситуация на бирже не отражает того, что будет происходить с экономикой, скорее наоборот, -- говорил газете «Время новостей» на второй день после терактов экономист Леонид Григорьев. -- Эта трагедия мобилизует нацию и станет катализатором роста в реальном секторе экономики». Экономический рост в США действительно сохранился, однако после скандалов с отчетностью в крупнейших корпорациях восстановление его темпов притормозилось. Бывший представитель МВФ в России Мартин Гилман тогда же поставил четкий диагноз: все зависит от реакции населения. «Поскольку ситуация в экономике хрупка, существует опасность падения доверия потребителя. Это может привести к непредсказуемым последствиям и настоящему спаду ведущей экономики мира», -- говорил г-н Гилман.
Американский потребитель оказался морально устойчив. Оценки МВФ свидетельствуют, что первой реакцией американцев было больше откладывать на черный день: рост сбережений после 11 сентября привел к тому, что их доля в американском ВВП по итогам всего 2001 года составила 1,2% по сравнению с 0,7% в 2000 году. Однако ожидается, что итоги нынешнего года покажут сокращение сбережений и восстановление доли потребительских расходов.
Максимальный ущерб понесли даже не страховщики, а авиаперевозчики. Если без покупок привычных товаров американцы в итоге не обошлись, то летать стали реже. В первые недели после терактов аэропорты Нью-Йорка и Вашингтона были вообще полупустыми -- ими пользовались лишь иностранцы. По последним данным, в прошедшем августе объем перевозок десяти крупнейших авиакомпаний США был на 8,8% меньше, чем в августе 2001 года. Для гражданской авиации, которая традиционно - низкорентабельный вид бизнеса, такое падение объемов более чем существенно. Три крупных компании прекратили свое существование. Первыми обанкротились бельгийская Sabena и швейцарская Swissair. Обе они и так находились в плохом финансовом состоянии, и последствия терактов лишь добили их. Правда, швейцарцам удалось сохранить компанию -- активы Swissair были слиты с активами другой швейцарской же Crossair, в результате был создан новый национальный авиаперевозчик SWISS.
В Америке самым крупным пострадавшим оказалась вторая по величине авиакомпания страны -- United Airlines. Месяц назад ее руководство объявило, что всерьез рассматривает перспективу банкротства. Три более мелких американских компании (в том числе US Airways -- 14-й в мире авиаперевозчик) к тому времени уже обанкротились. Общие потери United Airlines в 2001 году достигли 2,1 млрд долл. -- это самые худшие показатели за всю историю гражданской авиации, которые затмили даже убытки в 1,7 млрд долл. перевозчика номер один в США, American Airlines.
Но наибольший ущерб теракты принесли, конечно, Нью-Йорку. На днях начальник городского финансового управления Уильям Томпсон объявил, что экономика мировой финансовой столицы потеряла около 95 млрд долл., а число рабочих мест в Нью-Йорке стало на 83 тысячи меньше, чем год назад. Налоговые поступления сократились более чем на 8 млрд долл. из-за того, что многие крупные налогоплательщики погибли, а многие сменили «прописку» офисов, перебравшись в соседний штат Нью-Джерси. Восстановление разрушенной недвижимости (без учета проекта нового ВТЦ) Томпсон оценивает в 22 млрд долл. Как ни удивительно, но администрация Буша не спешит на помощь крупнейшему городу. Из обещанных Белым Домом 21,4 млрд долл. получено пока только 2,7 млрд, но и эта сумма, говорит Томпсон, не ускорит экономическое оздоровление города: большая ее часть - налоговые льготы и рефинансирование долгов.
Если бы вслед за терактами не разразились скандалы в корпоративной сфере, оценить сегодня ущерб от событий 11 сентября было бы проще. Но история сложилась так, что оба удара совпали во времени и в пространстве. Волна скандалов в сфере корпоративного управления будет стоить американской экономике 35 млрд долл. -- таков расчет экспертов из Brookings Institution, которые называют эти оценки «скромными». Тем не менее, по их расчетам этот ущерб равнозначен, если судить по фактическим величинам, правительственным расходам на обеспечение безопасности.
Иван ГОРДЕЕВ, Денис УВАРОВ, Михаил КУКУШКИН