|
|
N°165, 10 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россия лучше НАТО
Президенту Киргизии нужны все возможные союзники
Вчерашняя встреча Владимира Путина и Аскара Акаева не стала неожиданностью для киргизской политической элиты. О том, что киргизский президент собирается в Сочи, было известно здесь еще неделю назад, известна была и главная тема переговоров двух лидеров -- сверка часов Москвы и Бишкека накануне визита 23 сентября президента Акаева в США. Бишкек, член Договора о коллективной безопасности (ДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества, хотел бы подчеркнуть, что даже в условиях военного присутствия США и стран НАТО в Киргизии главным ее союзником остается Россия.
Аскар Акаев помнит прошлогодний упрек президента Белоруссии Лукашенко, что, мол, Бишкек, как член ДКБ, должен был проконсультироваться с союзниками, прежде чем принимать решение о предоставлении США военных баз на своей территории. Тогда объяснения г-на Акаева не выглядели слишком убедительными, он ссылался на телефонные переговоры с Владимиром Путиным.
Впрочем, теперь такие решения, как размещение военных баз государств, не входящих в ДКБ, на территории его участников, станут невозможны. 7 октября на саммите СНГ в Кишиневе готовятся к принятию документа, определяющего Организацию ДКБ в качестве международной региональной организации: в ее уставных документах будет пункт о необходимости обязательных консультаций при принятии таких решений одним из членов.
Однако в Бишкеке, кажется, сейчас меньше всего думают о геополитической подоплеке сочинской встречи Путина и Акаева.
Дело в том, что президент Киргизии покинул на пару дней страну (а по сведениям газеты «Время новостей», сегодня в Москву должен прибыть и киргизский премьер Николай Танаев), в которой нарастает острейший политический кризис. Начнем с того, что Аскара Акаева в Сочи должен был сопровождать секретарь совета безопасности Киргизии Мисир Аширкулов, считающийся одним из самых близких к президенту людей. Однако Аширкулов вынужден был остаться в Бишкеке. Поздно вечером 6 сентября на него было совершено покушение, неизвестные бросили в него две гранаты. Раны оказались неопасными, и сейчас высокопоставленный чиновник, у которого «повреждены мягкие ткани тела», выздоравливает в больнице. Однако уже утром 7 сентября правительство Киргизии спешно одобрило законопроект о трехмесячном «моратории на проведение собраний, митингов, пикетов, уличных шествий и иных публичных мероприятий». Необходимость этой чрезвычайной меры обосновывалась «активизацией религиозно-экстремистской организации «Хизбут-Тахрир», обнаружением на юге страны «тайника с оружием» и «терактом в отношении Мисира Аширкулова».
Сегодня этот законопроект должна обсудить нижняя палата парламента. Если он будет принят, то, как считают лидеры оппозиции, это будет означать фактическое введение чрезвычайного положения в стране и временную отмену действия конституции. Противники президента из числа парламентариев, организовавшие в середине августа «Движение за отставку Акаева и реформы в стране», считают, что глава государства, таким образом, делает последнюю попытку сохранить власть в условиях, когда в Бишкек уже направляются колонны настроенных против президента людей с юга республики. По данным лидеров оппозиции депутатов Исакова и Мадумарова, 8 сентября полторы сотни омоновцев блокировали около 500 участников пешего марша в селе Каракуль в 450 км от Бишкека. Наблюдатели в киргизской столице опасаются повторения кровопролитных аксыйских событий в марте этого года, когда омоновцы расстреляли демонстрацию мирных жителей, тогда погибло шесть человек.
Аркадий ДУБНОВ, Бишкек