|
|
N°164, 09 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Веселые качели
О безопасности аттракционов лучше не думать
Качели и карусели в нашей стране -- вещь небезопасная. Это в очередной раз доказали жертвы несчастного случая на карусели «Вихрь» в московском парке Горького 1 сентября. В разгар дня города в механизме, износ которого превышал все допустимые пределы, произошел сбой. Двое пострадавших госпитализированы, еще шестеро отделались царапинами, остальные -- испугом, который может надолго отбить у многих желание проводить досуг на аттракционах. В минувшие выходные, ровно через неделю после аварии в Парке культуры, на ВВЦ прошла выставка, на которой посетителей пытались убедить, что кататься с ребенком на колесе обозрения или, например, гигантских качелях можно и без риска для жизни. Тем, кто все же считает качели экстремальным развлечением, а от карусели чувствует головокружение, Российская ассоциация парков и производителей аттракционов (РАППА) предлагает другие варианты досуга -- плавание в бассейне, стрельбу в тире, пейнтбол и фитнес. Все сопутствующее оборудование можно было осмотреть, ощупать и собственноручно проверить на прочность.
«Фабрика хорошего настроения», как называют индустрию увеселительных парков, в России только начинает создаваться. И даже устроители выставки признают, что о больших успехах говорить пока рановато.
В обычном российском парке любителям каруселей не на что рассчитывать, кроме пары-тройки ржавых скелетов, оставшихся от советского прошлого. Многим из них больше 30 лет. Иногда скелеты работают, но приблизиться к ним отваживаются только самые отчаянные. Одним из таких «ветеранов» и оказалась цепочная карусель «Вихрь» в Парке культуры. По словам президента РАППА Владимира Гнездилова, в цепочной конструкции изначально «есть изъяны -- она не имеет защиты от внезапной смены фаз в процессе работы». «Травмы на таких аттракционах случаются практически каждый год», -- сообщил он.
В лучшем случае в парках стоят аттракционы, давно выработавшие ресурс в парках Европы. Внешне они вроде бы неплохо смотрятся, что позволяет предприимчивым владельцам брать повышенную плату за вход. Но никаких гарантий безопасности не существует -- с точки зрения производителей, место таким машинам только на свалке. Проблемы с качеством и безопасностью усугубляются тем, что по действующему российскому закону аттракционы не надо сертифицировать. «Любой народный умелец может сделать карусель и продать ее своему соседу, который будет у себя в огороде катать на ней детей, не задумываясь о том, что она не соответствует госстандартам», -- поясняет представитель РАППА Владимир Рабинович.
К тому же безопасность аттракционов не всегда зависит от технических характеристик. Многие россияне просто не умеют на них кататься. Чтобы исключить «человеческий фактор», специалисты пишут рекомендации, как правильно кататься на каруселях, чтобы получить максимальное удовольствие. Очень скоро около каждой качели появится объявление с данными об уровне экстремального воздействия механизма на организм и с требованиями к состоянию здоровья катающихся. Но тема безопасности клиентов для специалистов по технике досуга еще долго будет болезненной: «После происшествия 1 сентября думать на эту тему нам запретили».
Пока же первый и единственный в России тематический парк развлечений нового поколения «Капитан Врунгель» открылся только этим летом в Геленджике. Такой «диснейленд» пока нельзя создать в любом городе -- на это нет денег. По словам президента РАППА г-на Гнездилова, инвесторы не хотят вкладывать деньги в проекты, которые окупятся не раньше чем через три года. Да и заплатить по 30--40 долларов за воскресный поход в парк большинство россиян пока не готово. Строить же собственные новые карусели, не уступающие по надежности зарубежным, но более дешевые, российским предпринимателям мешают высокие налоги.
Анна ШПАК