|
|
N°164, 09 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Союз отменяется
Лукашенко ищет виновных среди олигархов
Белорусский лидер Александр Лукашенко пришел к выводу, что «Россия не желает строить союз с Белоруссией». Выступая в минувшую субботу в Полоцке, он заявил, что виновников нынешних затруднений нужно искать «среди членов российского правительства, а также среди богатых людей, которые хотят криминализировать Белоруссию и забрать ее». Лукашенко подчеркнул, что никогда не отходил и не отойдет от политики интеграции: «Если руководство России хочет денонсировать договор о союзе, то пожалуйста -- в одностороннем порядке. Без нас. Белоруссия в этом участвовать не будет». При этом он вновь напомнил, что недавняя путинская идея о включении Белоруссии в состав России является «заведомо неприемлемой».
Таков был ответ Лукашенко на переданное на прошлой неделе послание Владимира Путина. Вступить в переписку с Минском Кремль был вынужден по той причине, что на устные предложения, сделанные еще 14 августа на встрече двух президентов, внятного ответа не последовало. На днях зам. главы российского МИДа Валерий Лощинин привез Лукашенко послание, в котором Минску на выбор представлены три варианта интеграции -- вхождение в состав РФ, объединение по принципам Евросоюза или продолжение работы по союзному договору. Предполагается, что Лукашенко помимо устных заявлений должен ответить на послание письменно, документально подтвердив свою позицию.
Что касается Путина, то ему больше всего нравится первый вариант. А вот на использование модели ЕС он смотрит с меньшим энтузиазмом. Однако Лукашенко, как следует из его публичных заявлений, не нравится ни первое, ни второе. Вождь КПРФ Геннадий Зюганов немедленно поддержал Лукашенко: «Наш союз должен быть полным и равноправным, а не олигархическим и криминальным». Лидер коммунистов назвал главный вариант путинской интеграции с вхождением Белоруссии в Россию «безграмотным по содержанию». По его словам, «нынешняя модель союза, если ей не будут препятствовать в России, гораздо перспективнее и прогрессивнее, чем даже модель Евросоюза».
В Полоцке Лукашенко заявил, что готов перейти к единой валюте уже с 1 января будущего года, если дело будет происходить «на равноправной основе, как выработала мировая практика», -- и это при том, что единую валюту предполагалось ввести поэтапно с 2005 года. Однако и эта инициатива вряд ли вызовет радость у российской стороны -- в качестве единого эмиссионного центра Минск предлагает создать систему из Центробанка России, Нацбанка Белоруссии и Межбанковского валютного совета. О передаче эмиссионных полномочий целиком России речи не идет, и это еще раз подтверждает, что входить в Россию на условиях Путина Минск не собирается.
Тем временем лидер белорусского профсоюза агропромышленного комплекса Александр Ярошук (в прошлом году он претендовал на президентский пост) собирается готовить референдум по поводу путинской инициативы: «Почему-то у нас только один человек делает заявления от имени всего народа. Сначала он говорит, что все белорусы выступают за интеграцию, потом утверждает, что за объединение проголосует не более 3%. Надо провести голосование и узнать, что на самом деле думают люди». Однако депутат парламента Владимир Новосяд напомнил, что проведение подобного референдума возможно лишь в случае изменения конституции. Без решения президента Лукашенко это невыполнимо, а в нынешних условиях президент на это не пойдет -- значит, и всенародному волеизъявлению не бывать.
Смена акцентов заметна невооруженным глазом -- официальное белорусское телевидение, много лет говорившее о преимуществах интеграции, теперь пугает по вечерам страшилками о деятельности российских олигархов. В газете «Советская Белоруссия» (орган администрации президента) появилась перепечатка скандальных телефонных переговоров между Борисом Немцовым и Анатолием Лебедько. Нет дыма без огня -- среди белорусских политиков ходят упорные слухи, что на стол Владимиру Путину лег список из пяти возможных преемников Лукашенко, в котором вместо лидеров оппозиционных партий числятся люди, имеющие хорошие контакты в сфере бизнеса, в среде военных, а также отставные чиновники высокого уровня.
Впрочем, хотя Минск сопротивляется политической инициативе Москвы, российское влияние в Белоруссии все-таки может возрасти -- путем получения контроля над стратегическими белорусскими предприятиями со стороны российского капитала. Много лет шли переговоры об участии «Газпрома» в приватизации концерна «Белтрансгаз». Однако не случайно только теперь белорусское правительство разрешило приватизировать концерн полностью -- ранее подземные хранилища газа и газораспределительные станции находились в списке объектов, не подлежащих разгосударствлению. Ожидается, что скоро сдвинется с мертвой точки приватизация и в нефтеперерабатывающем комплексе.
Наталья ВИКТОРОВА, Минск