|
|
N°164, 09 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гарантированная смерть
Первый зампред ЦБ Андрей Козлов пообещал банкам три года «управляемого стресса»
Ассоциация региональных банков «Россия» в уикенд провела в Сочи традиционную Всероссийскую банковскую конференцию. Она оказалась менее представительной, чем ожидалось. Главное разочарование: форум проигнорировали председатель Банка России Сергей Игнатьев и его первый заместитель Татьяна Парамонова. А потому «гвоздем программы» стал спор, который разгорелся между первым зампредом ЦБ Андреем Козловым и главой Ассоциации российских банков Гарегином Тосуняном.
Г-н Козлов начал с обещания, что «ближайшие два-три года станут критическими для российской банковской системы». По его словам, это будет время «управляемого стресса» («управляемого вами и управляемого нами»), который переживут далеко не все банки, но по прошествии которого банковская система «станет такой же прозрачной, понятной и эффективной», как банки стран ОЭСР. Изменений будет немало (это переход на международные стандарты отчетности, создание бюро кредитных историй и многое другое), но главной проблемой, которая вызовет у банкиров стресс, первый зампред ЦБ назвал систему гарантирования вкладов (ее планируется ввести к 2005 году).
Банк России, как известно, намерен сделать систему обязательной для всех кредитных организаций, которые хотят работать с частными вкладчиками. Но открыть доступ к частным вкладам чиновники планируют далеко не для всех. По словам Андрея Козлова, сейчас ЦБ работает над критериями, по которым банки будут отбираться в систему гарантирования (соответствующий проект был недавно разработан ассоциацией «Россия»). Критерии будут делиться на две категории -- основные (связанные с обычными показателями финансовой деятельности, на основе которых ведомство г-на Игнатьева осуществляет надзор и лицензирует банки) и «дополнительные оценочные» -- качество менеджмента, контроль над рисками и пр. (их планируется выстраивать по пятибалльной шкале на основе заключений экспертов). «Это будет дополнительный забор, через который банк должен перепрыгнуть, чтобы стать членом системы гарантирования», -- пояснил г-н Козлов. Причем, добавил он, у кредитных организаций, не прошедших отбор по первой группе критериев, ЦБ вообще отзовет лицензии, а те, кто не пройдет только вторую стадию («не перепрыгнет забор»), «останутся банками, но работать смогут с корпоративными клиентами; с рынка при этом уходить не обязательно».
Именно эта часть выступления г-на Козлова меньше всего понравилась банкирам. Так, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян начал свою речь именно с критики проекта системы гарантирования, хотя скорее всего этого не планировал. Позиция АРБ, которая отстаивает добровольный принцип членства в системе гарантирования вкладов, давно известна, но на этот раз г-н Тосунян говорил особенно жестко. На Неглинной, пояснил он, фактически требуют «вхождения банков в какой-то пул», а иначе «им будет запрещено работать с частными вкладчиками». «Где необходимость переходить к обязаловке в этом процессе?!» -- возмутился банкир и потребовал, чтобы ЦБ ответил на его вопрос четко и оперативно: «Если, конечно, банковское сообщество поддержит нашу точку зрения». Судя по аплодисментам, завершившим выступление г-на Тосуняна, поддержка обеспечена не только «со стороны сообщества», но и из лагеря чиновников. «Это дело (система гарантирования вкладов. -- Ред.) новое, неизвестное, и, на мой взгляд, чем меньше банков будет входить в систему на первых порах, тем лучше», -- говорит председатель комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации Сергей Васильев. А президент банка «Глобэкс» Анатолий Мотылев выразил уверенность, что у ЦБ все-таки «не поднимется рука на банки, не прошедшие отбор в систему гарантирования». Правда, Андрей Козлов тут же пообещал: «У нас все поднимется», -- и лицензии отзываться все-таки будут... Своей реакцией на выступление г-на Тосуняна Андрей Козлов делиться не стал, но затем искал главу АРБ в кулуарах, чтобы «поговорить с глазу на глаз».
На сочинском форуме, несмотря на нерабочую обстановку (многие банкиры так и не дождались завершения первой части конференции, предпочтя пляж конференц-залу), напомнил о себе и еще один принципиальный конфликт. Представитель Всемирного банка, старший экономист отдела частного финансового сектора региона Европы и Центральной Азии Майкл Фукс в очередной раз призвал к приватизации Сбербанка. Вышедший на трибуну после г-на Фукса зампред Сбербанка Геннадий Меликьян (он приехал вместо анонсированного Андрея Казьмина) был крайне возбужден и говорил почти крича. Он заявил, что рекомендации представителя ВБ «не лезут ни в какие ворота» и противоречат интересам банковской системы России. И хотя, по словам г-на Меликьяна, «Майкл говорит, что Сбербанк надо приватизировать, потому что он монополист», на самом деле эти советы «напоминают лоббирование чьих-то интересов». Если же государство и впрямь продаст Сбербанк, то, пригрозил г-н Меликьян, «он станет таким монополистом, что все банки взвоют». «Не обижайтесь, Майкл, такое выступление не входило в мои планы, но проблема очень важна», -- подытожил банкир. Стоит отметить, что это выступление было единственным, которое банкиры прервали овацией. Господин Фукс, воспринимавший речь г-на Меликьяна через переводчика, в ответ только вежливо смеялся...
Участники Всероссийской банковской конференции приняли несколько рекомендаций правительству, Центробанку и Совету Федерации. Кабинету министров среди прочего рекомендуется на переговорах по вступлению в ВТО добиваться сохранения ограничений на открытие филиалов иностранными банками в России и трансграничное оказание услуг российским клиентам, подготовить законопроект об амнистии вывезенного капитала и налоговой амнистии и как можно скорее завершить работу по введению системы гарантирования вкладов. ЦБ помимо прочего должен утвердить план перехода банков на международные стандарты отчетности, а правительство и Банк России совместно -- внести изменения в закон о Центробанке, позволяющие ЦБ принимать «мотивированное суждение по вопросам банковской деятельности на основе качественных критериев», и придать отдельным нормативам оценочный характер.
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ