|
|
N°163, 06 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Праздник послушания
Чечня отмечает День независимости в составе России
Глава Чечни Ахмад Кадыров, чиновники его администрации, командование федеральными силами в республике и функционеры республиканского отделения «Единой России» отмечают сегодня День независимости Ичкерии -- праздник, учрежденный некогда Джохаром Дудаевым. Одиннадцать лет назад его гвардейцы штурмовали в Грозном Дом политического просвещения и разогнали Верховный совет Чечено-Ингушетии. Годовщину праздновали и при Дудаеве, и при Масхадове -- словом, праздник прижился. Правда, по указу нынешнего главы администрации Чечни 6 сентября называется Днем республики или же Днем гражданского согласия и единения. «Мы бережно должны относиться к своей истории: необходимо отличать зерна от плевел», -- говорит сам г-н Кадыров.
В пресс-службе республиканской администрации поясняют: праздник был задуман как символ исторической справедливости и знак освобождения народа от тоталитарного коммунистического режима. В сентябре 1991 года историческую справедливость наводили всерьез: дудаевские гвардейцы даже выбросили в окно первого секретаря грозненского горкома КПСС Виктора Куценко -- это была едва ли не первая кровь конфликта, затянувшегося более чем на десять лет. В сентябре 2002 года в Грозном снова говорят об исторической справедливости. Еще раз навести ее в Чечне планируется с помощью новой конституции.
Чеченский основной закон, появившийся вскоре после разгона парламента Доку Завгаева, был отменен по факту лишь два года назад, когда в республику вошли федеральные войска. Система гражданских органов власти, установленная в Чечне федералами, долго обозначалась как «временная» -- законную базу ее существования образуют лишь несколько указов Владимира Путина. Теперь республиканской администрации хотелось бы иметь более надежные тылы. Ахмад Кадыров собирается «легализоваться».
Проекты конституции для новой Чечни начали составлять больше года тому назад. Военную фазу операции объявили завершенной, то и дело говорили, что полнота власти вот-вот будет передана гражданским структурам. Но таких структур не было. Депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов предложил выбрать новый парламент на общечеченском съезде. Но и съезд не состоялся. Потом написать конституционный проект поручили уволенному мэру Грозного Беслану Гантамирову. Чтобы удобнее думалось, его даже назначили федеральным инспектором по Чечне в Южном федеральном округе. Инспектор регулярно общался с прессой и разумно судил о необходимости парламентского устройства Чечни: единого лидера чеченцы, по его мнению, полностью никогда не поддержат. Но быстро выяснилось, что у Беслана Гантамирова имеются конкуренты: одновременно с ним юридическим творчеством занялись несколько представителей диаспоры и сам г-н Кадыров. Глава администрации с самого начала занял сильную позицию. Созванный им консультативный совет забраковал четыре из пяти готовых проектов и одобрил один -- проект Ахмад-хаджи.
Уже к зиме этот проект может быть выставлен в Чечне на референдум, который станет прологом к президентским выборам. В их исходе в администрации республики, кажется, никто особенно не сомневается. «Выборы депутата от Чечни показали, что там есть вполне зрелое гражданское общество. Оно может выбрать того человека, который ему нужен», -- говорит директор Центра гуманитарных исследований в Гудермесе Надирсолт Эльсункаев. Кандидатов, по его мнению, могут быть десятки, но именно «Кадыров олицетворяет собой необратимость происходящих в Чечне процессов».
Впрочем, все остальные сколько-нибудь известные чеченские политики по тексту проекта могут вообще быть отсечены от выборов. В документе есть требование, по которому каждый кандидат в президенты должен непрерывно проживать в Чечне в течение последних десяти лет. Ни популярный Руслан Хасбулатов, на богатый Малик Сайдуллаев, ни облеченный депутатской властью Асламбек Аслаханов этим требованиям не отвечают -- они давно живут в столице, Беслан Гантамиров тоже провел долгое время вне Чечни, находясь под следствием и сидя в тюрьме. «Ценз оседлости» сняли было эксперты консультативного совета, но в варианте, который попал на экспертизу в российский Минюст, спорный пункт снова появился. Судя по всему, Ахмад Кадыров имеет твердое намерение сесть в кресло президента Чечни на ближайшие пять лет.
Останется ли Кремль доволен итогами таких выборов, пока не очень ясно. Ведь новая конституция Чечни сильно похожа на федеральную, в особенности списком президентских полномочий. Но не поддерживать Кадырова федеральный центр не может. Ведь другой вариант «политического урегулирования» -- переговоры с руководителями чеченского сопротивления. Такие контакты идут постоянно, но не приносят удовлетворения ни одной, ни другой стороне. Всерьез их могут воспринимать, вероятно, лишь международные наблюдатели ранга лорда Фрэнка Джадда, только что вернувшегося из очередной экскурсии в Чечню.
Появление знамен «Единой России» на дудаевском Дне независимости г-ну Кадырову, разумеется, можно простить: он сам вычеркнул из конституционного проекта все упоминания о государственном суверенитете. И объяснил, как правильно понимать праздник: «Никакой речи о политическом и государственном размежевании не шло, это потом ичкерийские самостийцы сфальсифицировали идею, подменили суть и направленность». К слову, «самостийцы» по-своему тоже отмечали дату. Как -- знают российские военные и милиционеры: по словам главкома внутренних войск генерал-полковника Вячеслава Тихомирова, в эти дни происходит явное усиление активности бандформирований.
Иван СУХОВ