|
|
N°163, 06 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дело принципа
Следователь Зайцев убедил суд, что расследовал «дело «Трех китов» по закону
Мосгорсуд вчера полностью оправдал следователя Следственного комитета (СК) при МВД РФ Павла Зайцева - одного из главных героев скандальной эпопеи вокруг контрабандной мебели, продававшейся через торговые центры «Три кита» и «Гранд», обвиненного Генпрокуратурой в нарушении закона. Таким образом, ведомство г-на Устинова, оказавшееся в «мебельном деле» по разные стороны баррикад с МВД и ГТК, понесло в этом принципиальном противостоянии первое поражение. В самой Генпрокуратуре побежденными пока себя не признают, и намерены обжаловать оправдательный вердикт г-ну Зайцеву в Верховном суде.
Для руководства МВД и, особенно, таможни вчерашний вердикт является очень важным прецедентом. Суд вчера согласился с мнением подсудимого, что, возглавляя со стороны СК следствие против мебельных контрабандистов, он отнюдь не превысил полномочия и не задерживал никого без оснований, как пыталась доказать Генпрокуратура. Теперь все основания для надежд на оправдание получили и ответственные сотрудники ГТК - начальник таможенной инспекции Александр Волков и 1-й замначальника управления таможенных расследований и дознания Марат Файзулин. Они также были обвинены Генпрокуратурой в превышении полномочий при расследовании «трехкитового дела»и сейчас ожидают начала процесса над собой, который также должен состоятся в Мосгорсуде.
Криминальная эпопея вокруг «Трех китов» и «Гранда» тянется с лета 2000 года, когда таможня арестовала крупную партию импортной элитной мебели, предназначенной для продажи в торговых центрах. Как выяснили сотрудники ГТК, ввезена она была в Россию контрабандой - с многократным занижением в декларациях истиной стоимости, с подделкой документов и т.д. - через длинную цепочку подставных фирм (в частности, в расследовании упоминались «Лига марс» и «Бастион»), управлявшихся из одного центра. Таможенники насчитали «Лиге марс» и «Бастиону» 2,5 млн. долларов штрафа, причем деньги тогда в обмен на снятие с мебели ареста согласился внести хозяин «Трех китов» и «Гранда» Сергей Зуев, формально не имевший отношения к фирмам-поставщикам. В ГТК с таким исходом дела согласились, однако затем уже сам г-н Зуев обрушился на таможню, завалив Генпрокуратуру жалобами.
Там владельца «Трех китов» услышали - в ноябре 2000 уголовное дело по контрабандной мебели, которое поначалу вел следователь СК Павел Зайцев, Генпрокуратура забрала к себе, а через полгода вообще его прекратила. Попутно в ведомстве г-на Устинова пришли к выводу, что в ходе этого расследования закон нарушили вовсе не бизнесмены, а занимавшиеся ими таможенники и милиционеры, и возбудили против них уголовные дела. Следователю Зайцеву поставили в вину серию обысков, проведенных без санкции прокурора, и задержание нескольких сотрудников фирм, причастных к контрабандной мебели, которые потом без обвинений были отпущены. Г-дам Файзулину и Волкову же инкриминировали то, что они требовали штрафы за контрабандную мебель не с фирм-импортеров, а с г-на Зуева, формально лишь торговавшим ей.
После этого судьбы уголовных дел против сотрудников таможни и МВД с одной стороны, и по собственно контрабанде мебели - с другой, разделились. После того, как скандал вокруг «Трех китов» докатился до президента Путина, для независимого разбирательства из Петербурга был вызван специальный следователь и возбуждено новое «мебельное» дело. Кроме того, уже весной этого года после обращения к Владимиру Устинову депутатов Госдумы Генпрокуратура возобновила следствие и по закрытому ранее делу, которое вел следователь Зайцев. Следствие по ним все еще продолжается, а материалы по «злоупотребившим» Зайцеву, Файзулину и Волкову были своим чередом переданы в суд.
Материалы по делу г-на Зайева суд изучал почти полгода, и вчера пришел к выводу, что подсудимый ничего не нарушил. Было признано, что обыски следователь провел хоть и без санкции, но обоснованно, при «обстоятельствах, не требующих отлагательств» (УПК такое предусмтаривает). Суд также согласился, что у следствия были реальные основания для задержания подозреваемых, включая вещественные доказательства в виде обнаруженных записных книжек с инструкциями, как следует себя вести на допросах.
Виктор Пауков