|
|
N°163, 06 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Приказано ускориться
Правительство укажет на отставание реформы МПС
Реформа железных дорог отстает от графика, и ликвидировать это отставание правительство потребует сегодня от нескольких министров.
Первый этап реформы должен завершиться к концу нынешнего года (программа структурной реформы на железнодорожном транспорте и план первоочередных мероприятий были утверждены правительством 18 мая 2001 года). Поэтому МПС и Минэкономразвития будет поручено доложить о его выполнении до 25 декабря. До этого же срока министерства должны будут внести в кабинет министров проект постановления с планом мероприятий по реализации второго этапа реформирования железнодорожного транспорта. Этот этап растянется на 2003--2005 годы.
В МПС уверяют, что первый этап реформы, как того и требует правительство, удастся завершить к концу года. На этом этапе, в частности, должна быть, сформирована законодательная база, разработаны оптимальные механизмы управления производством и персоналом. Наследника министерства, ОАО «Российские железные дороги», первоначально предполагалось создать на этом же этапе -- в конце 2002 года.
Однако Геннадий Фадеев, сменивший в январе Николая Аксененко на посту министра, решил, что сроки уж слишком оптимистичны. Начало создания ОАО было отложено до первого квартала 2003 года. За время отсрочки г-н Фадеев хотел, в частности, урегулировать долги отрасли, которые в начале этого года достигали примерно 150 млрд рублей. В среду на коллегии МПС первый замминистра путей сообщения Михаил Иванков отчитался: на 1 июля кредиторская задолженность отрасли составила 126,6 млрд рублей.
Отсрочка была необходима и для подготовки пакета реформаторских законов. Весь этот пакет («Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», «О железнодорожном транспорте», «Транспортный устав железнодорожного транспорта», «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон о естественных монополиях») должен был быть внесен в Госдуму еще в декабре прошлого года. Однако депутаты смогли ознакомиться с ним лишь в конце мая. А 26 июня все законы были приняты в первом чтении. Правительство рассчитывает, что до конца осенней сессии думцы утвердят пакет.
По данным газеты «Время новостей», правительство намерено сегодня поручить МПС и Минимущества ускорить передачу регионам учреждений и объектов социально-культурного назначения -- это жилье, больницы, дома культуры и т.д. Также ускориться надо будет и с продажей непрофильных активов (они оцениваются в 3 млрд рублей). Эксперты сомневаются, что все это имущество будет продано в установленные сроки, ведь за последние два года, по словам г-на Иванкова, удалось расстаться с непрофильными объектами лишь на 320 млн рублей.
Речь на заседании правительства пойдет и о результатах инвентаризации имущества МПС. Она проводилась министерством вместе с Минимущества с января до августа. Теперь известно, что стоимость основных фондов железных дорог России, предприятий и организаций отрасли составляет около 2,7 трлн рублей. Исходя из этой цифры, правительство и определит объем уставного капитала ОАО «РЖД».
Кроме того, кабинет министров уже сегодня хочет быть уверенным, что реформа приведет именно к созданию конкурентной среды на железнодорожном транспорте с вытекающими отсюда преимуществами для потребителей услуг отрасли. Поэтому, как стало известно газете «Время новостей», правительство намерено поручить Министерству по антимонопольной политике, МПС и Минэкономразвития уже в ноябре 2002 года представить проекты нормативно-правовых документов, которые устанавливают условия и правила недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре, контролировать которую будет ОАО «РЖД».
Михаил ВОРОБЬЕВ