Время новостей
     N°162, 05 сентября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.09.2002
Петя и Волга
Российский национальный оркестр окультуривает Америку и Поволжье
Российский национальный оркестр вернулся из калифорнийского турне, где с успехом отыграл несколько качественных программ. Вместе с РНО в туре участвовали дирижеры Кент Нагано, Рассел Глойд и Карло Понти, квартет легендарного джаз-пианиста Дэйва Брубека, главный дирижер Большого театра Александр Ведерников, «главный приглашенный» дирижер РНО Дмитрий Лисс и две международные вокальные звезды российского происхождения -- Галина Горчакова и Сергей Лейферкус. Несмотря на такое изобилие имен, главным событием гастролей стала мировая премьера нового сочинения -- музыкально-литературной композиции под названием «Волк и Петя» (композитор Жан-Паскаль Бейнфус), придуманной как продолжение прокофьевской симфонической сказки «Петя и Волк».

Новый опус мало что объединяет с тонким юмором Прокофьева. Разве что культуртрегерский уклон и ориентация на семейную аудиторию. Но если Прокофьева интриговали разные возможности нетривиального общения с аудиторией и странные миры («детский» контекст в этом смысле -- один из возможных, хотя и авторитетный), то новинка РНО, навеянная прокофьевской игрой, представляет собой эффектную нравоучительную притчу про то, «что такое хорошо». Вместо сказки об искусстве. Предлагая сопереживать не Пете, а, наоборот, Волку (он тут олицетворяет мир природы, который нехорошая современная цивилизация подвергает всяческим гонениям), опус ориентирован на успех у главного американского потребителя культурных развлечений -- крепкую семью с ее досугами. И не важно, что на «Поттера» дети тащат родителей, -- на изящный эко-триллер «Волк и Петя» родители должны тянуть детей. Результат похожий.

В России детская аудитория никак не помогает культурному бизнесу, и, видимо, поэтому РНО пока не собирается показывать здесь «Волка и Петю». Для этого сюда нужно привезти Нагано, что проблематично ввиду недостаточности бизнеса. Другой проект Российского национального оркестра с тем же дирижером -- концертное исполнение всей вагнеровской тетралогии «Кольцо нибелунга», о котором ходят слухи уже примерно год, -- тоже откладывается. Теперь, ориентировочно, на следующий сезон.

РНО вернулся из Америки не только без музыкальной сказки, но и без крупных западных звезд. И налегке отправился в традиционное турне по волжским городам, которое на этот раз устроено примечательно. Если раньше, отправляясь по Волге, один из лучших российских оркестров в основном акцентировал идею культурных инвестиций в провинциальную жизнь, то теперь перед началом тура афишами завесили всю Москву. Идея в том, чтобы привлечь обеспеченных московских туристов, посадить их вместе с оркестром на четырехпалубный теплоход «Георгий Жуков» c двумя барами, двумя ресторанами и конференц-залом и предоставить им возможность «культурно отдохнуть». То есть плыть, осматривать окрестности, пить, есть, спать и ходить на концерты РНО. Прямо на теплоходе можно тесно пообщаться с оркестрантами, а там, глядишь, и с самим маэстро Спиваковым. Восприимчивый к искусству турист вполне может ощутить причастность некоей культурной элитарности. Ровно эту элитарность РНО и продает в формате теплоходного турне. Причем элитарность как таковую: символический продукт дополнен чересчур спокойным музыкальным содержанием. РНО повез с собой на Волгу двух солистов -- Александра Гиндина и Дениса Мацуева. Оба представляют поколение музыкантов с по-детски чистыми взглядами на искусство. Их интерпретации обычно виртуозны и не нагружены никакой рефлексией. Как раз для туристического мероприятия. Особо расслабляюще должно звучать концертное расписание турне -- в нем трижды повторяется Пятая симфония Чайковского, есть два фортепианных концерта (Рахманинова и Шопена), Второй скрипичный концерт Моцарта со Спиваковым, «Болеро» Равеля и детский праздник из симфонических миниатюр. Не столько для бизнеса, сколько из культуртрегерства.

Новый сезон РНО начнется 17 сентября без заранее объявленного победителя последнего конкурса им. Чайковского. Вместо него играет тихо подрастающий позапрошлый победитель Николай Луганский. В сезоне много элитарного и просветительского, абонемент выглядит почти так же элегантно, как в прошлом году. Но пока оркестр думает, что главным событием наступающего года будет скорая запись с Ростроповичем в роли дирижера и Плетневым в качестве солиста. Говорят, что, занимаясь просвещением туристов и любопытными детьми, оркестр ни по чему так не скучает, как по плетневскому артистизму.

Юлия БЕДЕРОВА