|
|
N°162, 05 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рынок-невидимка
Начинаются имитационные торги электричеством
Рынок электроэнергии (15% от мощности электростанций) стартует не раньше середины января 2003 года -- об этом вчера официально заявил глава Администратора торговой системы (АТС) Дмитрий Пономарев. А уже с будущего понедельника начинаются имитационные торги электроэнергией, которые продлятся два месяца. Причем энергосистемы Сибири и Дальнего Востока в них участвовать не будут (правда, не исключено, что с октября Сибирь все же сможет имитировать продажи). Вероятнее всего, идея «Иркутскэнерго» по созданию отдельного сибирского рынка находит одобрение в высших государственных органах.
Неучастие в имитационных торгах сибирских энергопредприятий г-н Пономарев объяснил техническими причинами, а также тем, что «этот вопрос сейчас решается в правительстве». Вероятнее всего, глава АТС имел в виду работу Минэкономразвития в Госдуме и Совете Федерации, где сейчас обсуждается законопроект «Об электроэнергетике». Не секрет, что «Иркутскэнерго» вместе с некоторыми крупными потребителями энергии пытается убедить депутатов в необходимости создания зональных рынков. Ведь для сибирских энергокомпаний, которые в электросетевом смысле практически изолированы от Урала и европейской части России, особенно важно найти покупателя в своей зоне. К тому же, как заявлял в июне газете «Время новостей» гендиректор «Иркутскэнерго» Владимир Колмогоров, в советские годы энергоемкие предприятия (в основном металлургические заводы) строились рядом с гидроэлектростанциями, производящими наиболее дешевое электричество. Если тарифы вырастут (а по прогнозам, с введением «незонального» рынка произойдет ощутимый их рост в конкурентной части), то, по словам г-на Колмогорова, «экономика Сибири просто не выдержит нагрузок, связанных с реформированием российской энергетики, тем более что подсевшие на высоких тарифах предприятия не смогут обеспечить экономический рост, который закладывает в своих прогнозах Минэкономразвития».
Дмитрий Пономарев сообщил, что окончательно не решен и еще один вопрос -- о прямых договорах между производителями и потребителями электроэнергии. По его мнению, «АТС должен предварительно разрешать прямые договора» и в некоторых случаях отказывать в этом. Такими случаями могут быть, считает г-н Пономарев, например, договора, приводящие к увеличению тарифного дисбаланса на регулируемом рынке (т.е. приводящие к увеличению объема продаж электричества при цене производителя, большей цены покупки). Также АТС хочет запретить заключение договоров с большими объемами передаваемой энергии: из-за этого пропускной способности ЛЭП может не хватить для транспортировки электричества по другим договорам. Т.е., как сказал г-н Пономарев, произойдет «дискриминация других участников рынка». Кроме этого, г-н Пономарев надеется, что Федеральная энергетическая комиссия на первом этапе реформ введет предельную максимальную цену электричества на нерегулируемой части рынка (что, как нетрудно догадаться, дискредитирует всю идею создания рынка).
Таким образом, каким будет рынок электроэнергии, пока сказать никто не может. Тем не менее будут проводиться имитационные торги, которые, как выразился г-н Пономарев, помогут понять, что получится из всей этой затеи. Участвовать в конкурентном секторе рынка на первом этапе его существования, по оценкам главы АТС, будут около сотни компаний, которые смогут соответствовать предъявляемым техническим требованиям для выхода на рынок.
Николай ГОРЕЛОВ