|
|
N°162, 05 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Запад искал след КГБ
Нашлись только московские студенты
Сразу после трагедии 1972 года в западной прессе появились подозрения, что боевики в Мюнхене действовали при поддержке КГБ. Однако доказательств этому так и не обнаружено. Были лишь на косвенные связи или анонимные свидетельства. «Через 13 дней после Мюнхена КГБ передал палестинцам большую партию оружия! -- возмущались западные корреспонденты. -- На протяжении всего 5 сентября террористы получали кодированные сообщения по радио «Голос Палестинской революции» из Дамаска, союзника Москвы». И особенно бушевала израильская и западная пресса, когда в 1980 году на Олимпиаде в Москве на трибуне для почетных гостей почти рядом с генсеком Леонидом Брежневым появился палестинский лидер Ясир Арафат -- в глазах Запада и Израиля в то время «террорист номер один».
Связи с КГБ искались и в биографиях палестинцев, имевших отношение к захвату спортсменов, а позже убитых при странных обстоятельствах (предполагается, им отомстил Моссад). В списке таких погибших два интересных имени: Xасан Саламе и Муxаммад Будиа. В 80-х английская журналистка Клэр Стерлинг написала книгу «Сеть террора», где собрала данные о Саламе. (Российские разведчики, кстати, с тех пор называют г-жу Стерлинг «редкостной стервой». -- Ред.) Саламе был кузеном Арафата и его представителем в Европе. Однако на самом деле Саламе руководил военными формированиями, курируя отборные кадры ФАТХ и «Народного фронта освобождения Палестины» (НФОП). Он держал связь с немецкими ультралевыми ячейками. И он же придумал план операции в Мюнхене. В 1979 году Саламе был взорван в Бейруте.
По данным Стерлинг, ближайшим сотрудником Саламе в Европе был Мухаммад Будиа. Одновременно Будиа контачил с Вади Xаддадом, руководителем внешних операций НФОП. Среди мюнхенских террористов были и другие «талантливые ученики» Xаддада. Стерлинг напоминает, что Будиа учился в Москве в Университете имени Патриса Лумумбы. Что касается Хаддада, то его имя часто упоминается исследователями в связи с получением палестинцами от Москвы «технических средств, необходимых для проведения отдельных операций». В 1975 году, информируя Брежнева о нелегальной передаче оружия «бесконтактным способом, при строгом соблюдении конспирации с использованием разведывательного корабля ВМФ СССР в нейтральных водах Аденского залива в ночное время», Юрий Андропов назвал Xаддада «доверенным лицом КГБ».
По данным английских журналистов Яна Блэйка и Бенни Морриса, планирование операции в Мюнхене началось еще в январе 1972 года в Бейруте. Еще в 1972 году в ходе закрытого расследования израильских властей по вопросу провала обеспечения безопасности в Мюнхене глава Моссад Цви Замир показал, что его ведомство получило информацию о вылете подозрительной группы палестинцев с Ближнего Востока куда-то в Европу. Но информация была расплывчатой, и ею не воспользовались. Сегодня российский автор А. Чернявский, разместивший на одном из веб-сайтов статью «Экспорт террора», утверждает, что «в конце августа 1972 года в болгарский город Варну прибыла группа палестинцев из Ливана». И с этими палестинцами, имевшими отношение к Мюнхену, активно контактировали агенты КГБ Самойленко и Муxамедзянов. К работе были подключены спецслужбы ГДР, Болгарии, Югославии и Румынии.
«Ну, положим, убивать спортсменов никто не хотел, будь Израиль более сговорчив, все бы кончилось, думаю, благополучно. Хотя, конечно, палестинцы не абсолютно управляемы -- это как джинн, только выпусти...» -- а это уже из книги Елены Клепиковой и Владимира Соловьева «Заговорщики в Кремле». Так сотрудник КГБ Борис Чудинов (считающий, что «Организация освобождения Палестины» была «одним из филиалов КГБ») ответил на вопрос одного из авторов: «Выходит, КГБ участвовал в мюнхенской трагедии?»
Изабелла ГИНОР, Иерусалим