|
|
N°162, 05 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Накормим Канаду
Россия в два раза увеличивает экспорт зерновых
Канадцы имеют все шансы попробовать в этом году хлеб из российской пшеницы. Рекордные урожаи последних двух лет в России и неурожаи в Канаде создали невиданную доселе ситуацию: не к нам из Канады будет идти хлеб, как это было с середины 60-х годов прошлого века, а в обратном направлении.
О знаковом для России изменении зерновых потоков сообщил в среду первый заместитель министра сельского хозяйства Анатолий Михалев. По его словам, Канада предполагает закупить российское зерно на сумму 12, 6 млн канадских долларов, или около 8 млн долларов американских.
Но дело не только в Канаде. Россия в этом году делает существенный рывок на мировом рынке зерна. Предполагается, что экспорт увеличится в этом году в два раза -- с 5 до 10 млн тонн. Причем если в прошлом году пшеница поставлялась в 12 стран, то в нынешнем -- более чем в 20. Наши основные партнеры сегодня -- страны Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Северная Африка, Южная Европа.
Что же касается собственно Канады то, как сказал корреспонденту газеты «Время новостей» руководитель департамента регулирования продовольственных рынков и качества продукции Минсельхоза Аркадий Злочевский, контракты на поставку туда зерна пока не заключены. Если Канада предложит цену, выгодную для российских компаний, они будут подписаны. Если же, допустим, Бразилия «даст лучшие цены, то компании автоматически переориентируются».
Есть и еще один новый для России покупатель. На днях Евросоюз снял импортные пошлины на зерно, поэтому ситуация на европейском рынке для России, по словам г-на Злочевского, «очень хорошая».
Заместитель директора Всероссийского института аграрных проблем и информатики Сергей Огнивцев согласен с чиновником Минсельхоза в том, что европейский рынок для нас становится сегодня одним из приоритетных. «В Евросоюзе у нас серьезные конкурентные преимущества перед США и Канадой», -- сказал он, напомнив, что Европа была рынком сбыта для российского зерна еще в начале XX века, когда Российская империя экспортировала до 16 млн тонн ежегодно при общем производстве примерно 88 млн тонн.
Однако нынешние успехи российских экспортеров зерна вызваны в первую очередь неурожаем во многих зернопроизводящих странах. В будущем году ситуация может измениться. Конкуренты, например Украина, не намерены сидеть сложа руки и активно работают в Европе. По словам Аркадия Злочевского, если мы вышли на европейский рынок только в прошлом году, то Украина поставляет туда зерно уже пять лет. Добавляет неопределенности возможность введения Евросоюзом квот на поставки зерна. В этом случае традиционные экспортеры (та же Украина) получат преимущество перед Россией.
Однако представители Минсельхоза считают, что нынешнюю ситуацию с зерном нужно использовать в переговорах с Евросоюзом. Добиться "хороших квот" для России можно разными способами. «Введение квот -- это же ограничение доступа на рынок, и мы должны по идее принять ответные меры, например, ограничить импорт мяса из Европы», -- говорит г-н Злочевский.
По мнению г-на Огнивцева, Россия без увеличения экспорта не может развивать свое зерновое хозяйство. Если в прошлом году было собрано 85,2 млн тонн (в этом урожай будет примерно такой же), то к 2010 году производство зерна в России, считает он, достигнет как минимум 105--110 млн тонн. В этом случае экспортировать можно будет 12--13 млн тонн в год.
Сегодня же, как уверены в агросоюзе «Юг Руси», объем экспорта российского зерна в большей степени зависит не от мировой конъюнктуры, а от пропускной способности отечественных портов. По словам г-на Огнивцева, «Россия может экспортировать через российские порты только 6 млн тонн зерна, так как к перевалке большого количества они не готовы". Если властям и экспортерам совместными усилиями удастся расширить экспортные окна для российского зерна, то стране вполне по силам удвоить поставки своей основной сельскохозяйственной культуры за рубеж.
Однако, по мнению ряда специалистов, портовых мощностей, даже если они будут рассчитаны на объем 12--13 млн тонн в год, может оказаться в определенный период недостаточно. «Нужны избыточные мощности, чтобы можно было бы в короткие сроки увеличить экспорт, когда цена на рынке будет наиболее высокой», -- уверен г-н Огнивцев.
Поддержка государства нужна и для решения проблемы железнодорожных тарифов. Сегодня тарифы до украинских и прибалтийских портов в два раза дороже, чем до наших. Одной из мер поддержки экспорта в Минсельхозе считают отмену экспортных тарифов на зерно.
Как сказал Аркадий Злочевский, суть предложений в унификации тарифов, действующих при перевозке зерна до российских портов, с тарифами до иностранных -- украинских и балтийских портов. Кроме того, Минсельхоз предлагает ввести понижающие коэффициенты на тарифы при перевозке зерна на дальние расстояния. Предложения Минсельхоза уже находятся в комиссии по тарифной политике на железнодорожном транспорте, которой руководит вице-премьер Виктор Христенко. Г-н Злочевский надеется, что 19 сентября инициатива Минсельхоза будет вынесена на обсуждение правительства.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону