|
|
N°161, 04 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Параллельное кино
Рената Литвинова и Ларри Кларк в Венеции
Так как смотреть основной венецианский конкурс в этом году физически трудно и явно небезопасно для душевного здоровья, остается разыскивать любопытные картины в параллельных программах. Пока что наибольшую симпатию вызывает «второй конкурс», названный в этом году «Против течения». В нем призваны участвовать картины бескомпромиссные, далекие от мейнстрима и уж во всяком случае не такие самодовольные, как абсолютное большинство поделок из основного конкурса. Именно в «Против течения» были показаны «Лиля навсегда» Лукаса Мудиссона, «В пятницу вечером» Клер Дени (пока что лидер зрительских симпатий) и, наконец, «Кен Парк» Ларри Кларка и Эда Лахмана -- на данный момент лучший фильм фестиваля.
Знаменитый американский фотограф Ларри Кларк дебютировал в режиссуре безнадежно поздно -- на шестом десятке -- и неудачно. Хотя его «Детки» (1995) шокировали неподготовленных зрителей тинейджерским сексом и насилием и даже имели коммерческий успех, неприятный морализаторский и вуайеристский душок портил дело. Главным итогом «Деток» стало появление на свет сценариста Хармони Корина, недавнего подростка, найденного Кларком на улице, который с тех пор успел стать одним из самых многообещающих молодых режиссеров мира («Гуммо», «Осленок Джулиен»). «Кен Парк» должен был стать их следующим совместным проектом (Корин написал сценарий на основе героев и сюжетных линий, предложенных Кларком), но в Америке найдется не так-то много компаний, готовых финансировать кино, в котором есть сцены откровенного секса, в том числе и с участием несовершеннолетних. Поэтому ждать пришлось долго, но не напрасно. Мировая премьера «Кена Парка» в Венеции -- одно из главных событий нынешнего киногода.
Кен Парк -- подросток, прикативший на скейтборде на тренировочную площадку, включивший видеокамеру и перед ее бесстрастным оком пустивший себе пулю в висок. Это пролог, а сама история состоит из нескольких сюжетных линий. Шон (Джеймс Буллард) занимается сексом со школьной подружкой, а попутно ублажает оральными ласками ее маму, явно предпочитая последнюю («Наверное, у меня больше опыта», -- простодушно поясняет мать семейства). Тейт (Джеймс Рэнсон) живет с дедушкой и бабушкой, играет с ними в игру, известную у нас под названием «Эрудит», а в один прекрасный день, раздевшись догола, чтобы не запачкать кровью одежду, убивает стариков кухонным ножом. Дедушку -- за то, что жульничал, составляя на игровой доске несуществующие слова, а бабушку -- за то, что, приходя угостить внучка пирогом, забывала постучать в дверь. Клода (Стивен Джессо) ненавидит его отец -- за то, что тот катается на скейтборде, носит приспущенные штаны и не качает мускулы. Когда же им неожиданно овладевает приступ родительской любви, он не находит ничего лучшего, чем попытаться сделать сыну минет. И наконец, Персик (Тиффани Лаймос) растет в семье религиозного фанатика, хранящего память о погибшей жене до тех пор, пока ему не приходит в голову, что дочь, в сущности, точная копия матери...
И пусть вас не пугает эта коллекция фриков. Картина не похожа ни на «Счастье» Тодда Солондза, ни на тех же «Деток». Если мир «Деток» был герметичен и подавался с некоторым оттенком сенсационности -- дескать, посмотрите на этих юных ублюдков, -- то в «Кене Парке» есть место и юмору, и сочувствию, и надежде. А групповой секс несовершеннолетних американских граждан на фоне проделок старшего поколения выглядит чистым, невинным и, страшно сказать, красивым. Как утверждает Ларри Кларк, «это фильм о том, что с детками в принципе все будет в порядке». Попробуем ему поверить.
Программа «Новые территории» предназначена для фильмов, которые испытывают в действии киноязык XXI века. «Небо. Самолет. Девушка» Веры Сторожевой едва ли претендует на новое слово в кинематографе, но в обаянии ему не откажешь. Этот ремейк давней советской лав-стори «Еще раз про любовь» представляет собой one woman show с Ренатой Литвиновой в главной роли. Полтора часа, от первого до предпоследнего кадра, насыщены ее карамельными интонациями, томными взглядами серых глаз и невероятно остроумными и точными диалогами. Увы, все это декадентское великолепие остается домашними радостями, а присутствие режиссера вообще не ощущается. Если вы не любите Литвинову и тем более не знаете, кто она, удовольствие от фильма вам не гарантируется.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Венеция