|
|
N°161, 04 сентября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шик, блеск, чешуя
Завтра на экраны московских кинотеатров выходит «Власть огня»
Фильм Роба Боумана стал событием задолго до того, как увидел свет. Простая, как все гениальное, идея масштабного фильма «про драконов» будоражила фантазию уже на уровне синопсиса, а роскошная, окрашенная апокалиптическим багрянцем афиша (признанная британским киножурналом Empire лучшим и самым манким постером сезона, обогнавшим и «Голдмембера», и «Три икса», и даже «Атаку клонов») накалила нетерпение до температуры совсем уж критической. Масла в и без того уже вовсю полыхающий огонь подлил рекламный ролик, из которого стало окончательно понятно: драконы будут. В принципе после столь могучей артподготовки фильм можно было бы вообще не смотреть, дабы не быть ненароком обманутым в самых что ни на есть лучших чувствах. Впрочем, и не сделать этого при первом же удобном случае было решительно невозможно.
Теперь можно уверенно сказать: вопреки голливудской традиции последнего времени, нас не обманули. Огнедышащие твари на самом деле предстают во всей красе своих перепончатых крыльев и по-настоящему жутких пастей: номинации на «Оскар» за визуальные эффекты команде «Власти» в этом году явно не избежать. Но самое замечательное, что в фильме можно и хочется разглядывать не только драконов. В фильме Боумана, до сего момента известного по многим не худшим сериям и киноадаптации «Секретных материалов», а потому привыкшего к ненавязчивой многослойности, есть много чего.
Имеется, в первую очередь, история -- на редкость внятная и не содержащая откровенных логических просадок. В современном Лондоне команда пожарных и техников подземных коммуникаций тревожат покой спящего во чреве британской столицы настоящего огнедышащего дракона. С этого момента сюжет срывается на телеграфный стиль панических телерепортажей, сенсационных заголовков и журнальных обложек, на которых полыхают знаковые памятники европейской архитектуры: «пожары над страной все выше, ярче, веселей», драконы размножаются со страшной силой, а все дни недели в календаре заменяет бесконечная раскаленная суббота. К 2020 году на развалинах Соединенного Королевства обитают разрозненные коммуны уцелевших. В одной из них верховодит Куинн (Кристиан Бэйл) -- сын той самой инженерши, двадцать лет назад растормошившей то самое первое чудовище. В один прекрасный день к замку, где прячутся Куинн со товарищи, прибывает колонна мародерского вида охотников на драконов с другой стороны Атлантики во главе с американским психопатом Ван Заном (Мэтью Макконахи). Не то союзники, не то конкуренты формируют сводную ударную команду и отправляются в Лондон, чтобы окончательно раздавить гадину -- этакое Великое Лихо Тауэра.
Особенно приятно, что главные герои этой истории являются именно что героями -- разными, но в равной степени живыми и без малейшего намека на страх и упрек. Обросший непривычной бородой Кристиан Бэйл приносит в «Царство огня» исконно британское рыцарство в духе Круглого Стола и не дает забыть, что перед нами пусть жестокая, но все-таки сказка. Он с удовольствием и знанием дела возвращается к собственным корням: одной из первых ролей тринадцатилетнего Бэйла был, если кто помнит, Юм-Юм в фантазии Владимира Грамматикова «Мио, мой Мио». Ван Зан в исполнении Макконахи -- совсем другой коленкор: этот наголо бритый детина, с перекачанным, испещренным причудливыми татуировками туловищем -- настоящий бойцовский кот, парень из преисподней, живущий по законам военного времени и убежденный, что ничего магического в драконах нет и говорить с ними лучше всего на языке крупнокалиберного пулемета. Но вместе они составляют великолепную пару, не имеющую ничего общего с надоевшим штампом «приятельского кино», в котором напарники нарочито непохожи друг на друга.
Ван Зан, к слову, прав: в том, что осталось от Англии, магии, в отличие от меча, делать нечего. Драконы эзотеричны здесь не более, чем пауки-арахниды в «Космическом десанте», да и способы борьбы с ними разнятся не сильно: на далекой планете Клиндату нужно было в первую очередь обезвредить желеобразный супермозг, в Лондоне же необходимо уничтожить единственного самца-производителя. А остальных худо-бедно добить вручную. Аллюзия на Верхувена не единственная, но в любом случае этот прожаренный с кровью фильм распространяет вокруг себя непередаваемый аромат эффектного, осмысленного и ладно скроенного продукта с правильным бэкграундом. Кажется, что смотришь удачную адаптацию какой-то хорошей, но подзабытой повести, еще до перестройки попавшей в очередной сборник «современная зарубежная фантастика». Немного старомодной, но от того еще более изящной. На экране возникает мир, вынужденный из-за великих потрясений вернуться к Традиции. Когда драконы из фольклорных чудовищ превращаются в повседневную реальность, место мифа занимает масскульт навеки утраченной цивилизации -- фильмы Спилберга и Лукаса. В подземельях замка Куинн развлекает малышей самодеятельными мистериями на тему «Звездных войн», а довольные ребятишки радостно вопят: «Давай еще! Про акулу! Про Индиану!» Зная Боумана, странно, что он не добавил сюда еще и Малдера со Скалли -- истинных Тристана и Изольду постапокалиптического века.
Десять самых известных фильмов с драконами
1. «Зигфрид» (Германия, 1924, Фриц Ланг). В первой части ланговско-вагнеровских «Нибелунгов» принц Зигфрид сражается с грозно-статичным драконом, прикованным к земле экспрессионистским туманом. И победив, купается в его крови, дающей телу немыслимые прежде стати.
2. «Илья Муромец» (СССР, 1956, Александр Птушко). Трехголовый Змей-Горыныч вышел настолько грозным и внушительным, что с ним с трудом справились все три богатыря. Неудивительно, что в Америке фильм ничтоже сумняшеся переименовали в «Меч и дракон».
3. «Седьмое путешествие Синдбада» (США, 1958, Натан Юран). Главные монстры в этом первом цветном фильме главного маэстро спецэффектов всех времен Рэя Харрикаузена -- одноглазый циклоп и громадная птица Рок. Но и дракон получился ничуть не хуже. Номинант на престижную НФ-премию «Хьюго».
4. «Персей и Медуза» (Италия--Испания, 1963, Альберто Де Мартино). В залихватском спагетти-фэнтези о сыне Геркулеса в исполнении Ричарда Харриса побежденный им дракон выглядит даже эффектнее, чем вынесенная в название Горгона. Так что лучше смотреть это кино под названием «Персей против чудовищ».
5. «Таро, сын дракона» (Япония, 1979, Кириро Ураяма). Матушку главного героя этого великолепного мультфильма превратили в красивую белую дракониху. Та выкормила сына своими собственными глазами, а потом Таро вырос и расколдовал ее обратно. Хитро придумано -- роскошно нарисовано.
6. «Убийца драконов» (США, 1981, Мэтью Роббинс). До «Власти огня» оставался самым главным драконоборческим фильмом. Мрачная сказка о мрачном средневековье, когда магия была оружием, а драконы -- реальностью, с великолепными по тем временам спецэффектами, номинировавшимися на «Оскара».
7. «Уиллоу» (США, 1988, Рон Ховард). Сумбурное фэнтези с молодым Вэлом Килмером. Здешнего дракона (выдвигавшегося на «Оскара» в числе прочих спецэффектов) создатели фильма называли между собой «Эберсиск» -- в честь неразлучной пары знаменитых кинокритиков Джина Сискеля и Роджера Эберта.
8. «Сердце дракона» (США, 1996, Роб Коэн). Нечастый пример благородного, доброго и обладающего чувством юмора кинодракона, к тому же говорящего (да не абы как, а голосом сэра Шона Коннори). Снова номинация на «Оскара», практически неизбежная для всех, кто работает с этой темой.
9. «Подземелья и драконы» (США, 2000, Кортни Соломон). Экранизация популярной настольной игры, где не скрывающие своего компьютерного происхождения драконы -- лишь один из видов игровых фишек. Зато их много и во время финальной битвы на экране они в буквальном смысле слова кишмя кишат.
10. «Гарри Поттер и философский камень» (США, 2001, Крис Коламбус). Втихаря выкормленный великаном Хагридом на задворках Хогвартса дракон -- маленький, невоспитанный и противный. Но без номинации на «Оскара» за лучшие спецэффекты не обошлось и здесь.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ